Человеческие ценности
Найдено цитат по теме: 1965
Свобода достигается не исканием свободы, а исканием истины. Свобода не должна быть целью, а может быть только последствием.
Без свободы не может быть счастья; свобода же не есть идеал. Свобода сама есть единственное средство достичь свободы.
Лучшие доказательства, приводимые в пользу свободы, — это те, которые утверждают, что без нее человек не мог бы грешить.
Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления.
Ни один человек не борется против свободы — борется человек, самое большее, против свободы других.
Единственное, что я ценю в свободе, — это борьбу за нее; обладание же ею меня не интересует.
Люди никогда не пользуются свободой, которой у них не отнять, но требуют той, которая им не принадлежит: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы слова.
Свободомыслящий... Достаточно — просто "мыслящий".
Свободен тот, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
Когда я могу делать то, что хочу, это значит — что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости.
Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность.
Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего?
Свободен лишь тот, кто не имеет желаний. К чему желать быть свободным?
Быть свободным — это ничто; стать свободным — это всё.
Каннибал, который ест своего невольника, помещик, который берет страшный процент с земли, фабрикант, который богатеет за счет своего работника — составляют только видоизменения одного и того же людоедства
Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают.
Копающий яму в нее упадет, и сносящего стенку укусит змея. Разбивающий камни о них ушибется, и колющему дрова от них угроза.
Требуя ответа от других, и сам давай отчет.
То, что сжимают, — расширяется. То, что ослабляют, — укрепляется. То, что уничтожают, — расцветает. Кто хочет отнять что-нибудь у другого, непременно потеряет свое.
Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым.
Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.
Как, например, строится стена? Тот, кто умеет класть кирпичи, тот кладет; кто может подносить глинистую смесь, тот подносит; тот, кто может делать замеры, делает замеры. И так стена будет сложена. Осуществление справедливости подобно этому. Способный вести рассуждения и беседы пусть ведет рассуждения и беседы, способный излагать исторические книги пусть излагает исторические книги, способный нести службу пусть несет службу; таким образом, следуя справедливости, все дела будут выполнены.
Того, кто делает людям зло, обманывает людей, небо непременно покарает.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти.
Всякий в состоянии гневаться, и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет, и нелегко делать это по отношению к тому, к кому следует, и насколько и когда следует, и ради чего и как следует.
Справедливость есть приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям и в силу которого они поступают справедливо и желают справедливости.
На вопрос: "Что понимать под чувством справедливости?" — Мэн-цзы ответил: "Об этом трудно рассказать. Это чувство весьма велико и чрезвычайно прочно. Когда его воспитывают и не наносят ему ущерба, то оно наполняет все между небом и землей... Пусть разум не забывает об этом чувстве, но не помогает его росту. Не надо быть похожим на жителя царства Сун. Этот человек из Сун, озабоченный тем, что его всходы не растут, стал тянуть их. Вернувшись утомленным, он сказал своим домашним: "Я устал сегодня: помогал всходам расти". Его сын побежал посмотреть и увидел, что всходы завяли. В Поднебесной мало людей, которые бы не помогали расти всходам. Те, кто считает воспитание чувства справедливости ненужным и уклоняется от этого, подобны тем, кто не обрабатывает всходы. Те же, кто помогает его росту, подобны тем, кто тянет всходы".
В Поднебесной есть две великие заповеди: одна — судьба, другая — справедливость.
Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.
Несправедливость бывает двух видов: одна — со стороны тех, кто совершает ее, другая — со стороны тех, кто, хотя и может, не отводит противозаконие от тех, по отношению к кому его совершают.
Кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.
Все, взявшие меч, мечом погибнут.
Порицание со стороны дурных людей — та же похвала.
Паучок, поймавший муху, уже гордится этим; а иной гордится тем, что словил зайчонка, или рыбешку сетью, или кабаненка, или медведей, или сарматов. Разве все они не разбойники, если разобраться в их побуждениях?
Разве без справедливости царство не является вертепом разбойников?
Справедливость есть свойство души, руководствуясь которым люди неизменно и постоянно стремятся воздать каждому по праву его.
Существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона.
Зависть находит себе оправдание, если только злоба относится к распределению благ, а не к тем, которые ими обладают или их распределяют.
Справедливость и истина — два столь тонких острия, что наши инструменты слишком грубы, чтобы их касаться с точностью. Прикасаясь к ним, они их сплющивают и опираются на окружающую их плоскость, то есть скорее на ложь, чем на истину.
Наказание нечестивцев так же предопределено божественным решением, как заложено Богом в нас истребление ядовитых змей, которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе.
Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях — значит быть несправедливым.
Справедливость — это соотношение между вещами: оно всегда одно и то же, какое бы существо его ни рассматривало, будь то Бог, будь то ангел или, наконец, человек.
Себялюбие... порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних.
Именно заблуждению мы обязаны тяжелыми цепями, которые повсюду куют народам тираны и жрецы. Именно заблуждению мы обязаны рабством, до которого доведены почти во всех странах народы, предназначавшиеся природой для свободного труда ради своего счастья.
Величайшее счастье, о котором я ежедневно прошу небо: пусть превосходят меня в силах и знаниях лишь разумные и добродетельные люди.
Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.
Справедливость скорее мужская добродетель, человеколюбие — женская.
И друзей, и недругов нужно судить равной мерой.
Как аукнется, так и откликнется.
Быть добрым совсем нетрудно: трудно быть справедливым.
У сильного всегда бессильный виноват.
Лучше умереть, чем неправду терпеть.
Нет ни одного человека, который не любил бы свободы; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый — лишь для себя.
Удовольствия богачей приобретаются слезами бедняков.
Возмездие преследует всякого, но догоняет немногих.
Солнце посылает свои лучи одинаково во все части бесконечного, небесная роса изливается равномерно на все жаждущие растения. Все, что хорошо и нисходит к нам свыше, предназначается для всех и не знает пристрастий.
Сквозит Малейший грех чрез рубище; но все Злодейства скроет бархат! Если в броню Злодей одет из золота — суд правды На нем свой сломит меч, а кто в лохмотьях — Того легко соломинкой ничтожной Сразит пигмей.
Никому не завидуйте, ибо добрые добро свое заслужили, а злодеям и в достатке живется худо.
Закон и справедливость — две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил.
Избыток делает из одних и тех же граждан деспотов и рабов, бедность же делает всех их равными.
Если есть человек праздный, то есть другой человек — трудящийся через силу. Если есть человек пресыщенный, то есть другой — голодный.
Из того, что возможно насилием подчинить людей справедливости, вовсе не следует, чтобы было справедливо подчинять людей насилию.
Люди способны совершать несправедливости, потому что им выгодно их совершать.
Нет такой несправедливости, которой бы не оправдало общественное благо.
Несправедливость, допущенная по отношению к одному лицу, является угрозой всем.
Ты терпишь несправедливости; утешься: истинное несчастье скорее в причинении их.
Люди негодуют на несправедливость равных себе более, чем на насилия своих властелинов.
Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.
Благодаря множеству мелких и крупных несправедливостей, общество, непрестанно разъедаемое и подкапываемое, постепенно разваливается и рушится внутри. Основанное на справедливости, оно, напротив, держится, как на гранитной скале.
Как противно справедливости, чтобы человек был рабом себе подобного, так точно противно вечному праву, чтобы женщина находилась в подчинении у мужчины и чтобы в их законном сообществе один значил все, а другая ничего.
Кто сеет привилегии, пожинает революции.
Желать сохранить равновесие, когда в руке нет достаточной силы для того, чтобы держать весы, — это заблуждение.
Рука, полная силы, может сделать больше, чем целый мешок, набитый правами.
Естественный двигатель справедливых отношений к другим — симпатия, и естественный противник несправедливости опять-таки симпатия. Благодаря симпатии развивается чувство добра и справедливости, удерживающее нас от посягательств на чужое право.
То, что называют снисхождением, чаще всего — только справедливость.
Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.
Справедливость настаивает на исполнении долга, закон — на принципе власти. Справедливость взвешивает и определяет, закон заведует и повелевает. Справедливость касается индивида, закон — целого общества.
Откуда только не изгоняли Аристида завистливые люди, которым слишком наскучило слышать о его справедливости? В какой только стране не находили себе приверженцев существа, подобные Катилине? Где только ни убивали Цезаря из безумного гражданского усердия?
Абсолютная справедливость так же недостижима, как и абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой достигнуть ее, как правдивый от лживого — своей жаждой истины и верой в нее.
Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиран. Справедливость без силы создает противоречия, потому что есть немало злых людей; сила без справедливости вызывает обвинения. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого добиться, чтобы то, что справедливо, было сильно, и то, что сильно, было справедливо.
Непоколебимое основание государств — справедливость.
Первая награда справедливости — это сознание, что мы поступили справедливо.
Если общественная польза не сделала правилом нравственную справедливость, она может сделать из закона орудие политического тиранства, как это часто и бывало.
Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им ее результаты.
Справедливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием.
Отобрать землю у частного лица — великий грех; отобрать целый край у нации — праведное и славное дело!.. Где же идеи справедливости? Должны ли мы быть менее справедливы в великом, чем в малом? Разве справедливость перестает существовать, когда дело идет о более крупных интересах?
Миром правит произвол, справедливость же — только на сцене.
Только мы одни можем внести справедливость в жизнь мира. Природные силы без нас ничего не могут сделать. Если человечество, как совокупность сознательных существ, не сделает этого, — никто не сделает.
Истина средства заключается в его адекватности цели...
Ловкость плута, правда, не искупает собою плутовства, но мошенничество в большом размере всегда возвышает мошенника. Опорожнить чужой карман постыдно, утаить миллион — дерзко, но похитить корону — дело бесконечно великое. Стыд становится тем меньше, чем больше бывает порок.
Никакой труд человеческий не теряется даром, никакая пролитая за идею кровь не остается бесплодной, никакая мечта добродетели не бывает обманута. Упорные стремления рода человеческого то же для общества, что компас для судна: он не видит берега, но ведет к нему.
Унижающий другого унижает и меня.
Давать каждому свое — это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.
Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот, закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости.
Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.
Несправедливость — презрение к законам.