Человеческие ценности
Найдено цитат по теме: 1965
Нравственное — это прекрасное в действии.
Главный фундамент нравственности есть добрая воля.
Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия.
Высшее в нравственности — это добиться того, чтобы вина и страдание нашего сердца были похоронены в нем самом и сердце стало могилой сердца.
Истинное красноречие пренебрегает красноречием; истинная нравственность пренебрегает нравственностью.
Главные обязанности людей основаны на их беззащитности друг перед другом.
Обязанности по отношению к самому себе только тогда имеют нравственный смысл и ценность, когда они признаются косвенными обязанностями по отношению к другим.
Этика есть безграничная ответственность за всё, что живет.
Истинно нравственное поведение состоит в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению.
Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, но чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно им следовать.
Подлой душе свойственно усматривать самые низкие побуждения в самых благородных поступках.
Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением.
Порядочность — искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей.
Порядочность — это способность поступать сознательно и справедливо там, где не предусмотрено действие закона.
Чтобы мой поступок имел нравственную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Поступок, совершаемый из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе, нельзя считать нравственным.
Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, он тем самым еще недобродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.
Высший поступок — поставить другого впереди себя.
Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей — он хороший; производит вражду и разъединение — он дурной.
Поступай так, как будто ты один в мире, и люди никогда не узнают о твоем поступке.
Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: поступай так же, как я.
Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства, обладающего всей полнотой добродетели.
Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.
Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен.
Там, где умеренность — ошибка, равнодушие — преступление.
Глубокое равнодушие, с которым люди относятся к добродетели, более возмутительно, чем сам порок.
Содеянное из любви не морально, а религиозно.
Своекорыстие послужило основой и материалом для превосходнейших правил нравственности, но так и осталось исчадием зла: оно скрыто, но не уничтожено.
Своекорыстие приводит в действие все добродетели и все пороки.
Стыдиться своей безнравственности — это одна из ступеней лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности.
Кто не касался дурных дел, тот еще не целомудрен. Истинно целомудрен тот, кто вкусил греха и порока, но воздержится от них в будущем.
Циник знает всему цену, но не знает ценности.
Всякая мысль, родившаяся из нравственной идеи, есть чувство.
Этика — это философия убеждения.
Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.
В силу многовекового угнетения массы не в состоянии распорядиться свободой.
Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.
Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.
Злоупотребления свободой суть нарушения меры свободы. Они точно также разрушают свободу, превращаясь в форму насилия одной части граждан над другими.
Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь.
Причина, почему ученый мир столь настойчиво и громко требует свободы печати... в том, что если нам не дают высказываться свободно, то этим нас лишают надежного средства проверять правильность наших собственных суждений и подвергают нас опасности заблуждения.
Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах.
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
Что такое свобода? — Чистая совесть.
Тогда токмо можешь ты назваться свободным, когда будешь носить одно иго необходимости.
Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.
Кто боится других, тот раб, хотя он этого и не замечает.
Величайший плод ограничения желаний — свобода.
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
Свобода — это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома.
Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
Нет рабства более позорного, чем рабство духа.
Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается; ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин... Только судьба тела в руках господина: его он покупает, его продает; то, что внутри человека, он не может присвоить себе с помощью торговой сделки.
Ты спросишь, а почему тогда грабят и убивают в этом мире? А в этом — намек человекам: не бегайте за тщетою! Зачем нам достояние? Пурпурная тога? Ведь Бог — нагой. Запомни: у человека нет несчастий, кроме тех, которые он сам считает несчастьями. Я хвораю? Говори себе — такова доля смертных! Друга похитила смерть? Участь людей, обычная участь! Помни: что бы ни случилось с философом, спокойствие духа его — постоянно. Да, достичь гармонии — трудно, но достичь ее среди стонов и крови — во сто крат труднее... Будем же думать не о бренном теле, которым легко распоряжаться властителям сего мира, — но о душе и вечности, им неподвластных. Тогда ты до конца постигнешь-слова древних: " Кто борется с обстоятельствами, тот поневоле становится их рабом". На прощание прими от меня в дар слова философа: " Мы учим не терять". А нужно учить: "Будь счастлив, все потеряв". И еще: "Все заботятся жить долго, но никто не заботится жить правильно".
Ведь они рабы? Да, но они твои товарищи по рабству, если подумать, что и они, и мы одинаково находимся во власти судьбы.
Мне скажут: да ведь они рабы. Да, но вот этот раб обладает свободным духом. А покажите мне, кто не рабствует в том или другом смысле? Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жадности, а этот — честолюбия...
Люди сами держатся за рабскую долю.
Посмотрите на меня. У меня нет ни права гражданства, ни дома, ни денег, ни рабов. Я сплю на голой земле. У меня нет жены, детей, постели. Только земля и небо и вот этот единственный плащ. Чего же мне еще не хватает?! Разве я не свободен? Я сам себе и царь, и господин...
Всяк, кто вольным быть хочет, не должен ни желать, ни гнушаться всего того, что от других зависит.
Разве ты можешь приказать что-нибудь свободному духу?
Я знаю, нет у вольных птиц несбыточных надежд, Они у пленных птиц, — тому виной темница, верь.
Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить.
Среди всех причин войны наибольшего одобрения заслуживает желание ниспровергнуть тиранию, под гнетом которой страдает обессиленный и измученный народ.
Свободу можно правильно определить следующим образом: свобода есть отсутствие всяких препятствий к действию, поскольку они не содержатся в природе и во внутренних качествах действующего субъекта. Так, мы говорим, что вода свободно течет, или обладает свободой течь, по руслу реки, ибо в этом направлении для ее течения нет никаких препятствий; но она не может свободно течь поперек русла реки, ибо берега препятствуют этому. И хотя вода не может подниматься вверх, никто никогда не говорит, что у нее нет свободы подниматься, можно говорить лишь о том, что она не обладает способностью, или силой, подниматься, потому что в данном случае препятствие заключается в самой природе воды и носит внутренний характер. Таким же образом мы говорим, что связанный человек не обладает свободой ходить, потому что препятствие заключается не в нем, а в его узах; но мы не говорим так о больном или увечном, потому что препятствие заключается в них самих.
Не желай ничего, чего ты не можешь достигнуть, не можешь достигнуть сам; твое высшее достояние есть свобода, она не может тебя сделать красивым, богатым, уважаемым, сильным и счастливым в глазах всего мира, а может только сделать свободным; она делает тебя не господином вещей, а господином тебя самого.
Свобода и досуг... Этими двумя вещами я обладаю в такой полноте и ценю их в такой степени, что нет в мире монарха, который был бы настолько богат, чтобы купить их у меня.
Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве.
Политическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, то есть в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть.
Свобода личности и свобода гражданина не всегда совпадают.
Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным.
Я могу быть не согласным с Вашим мнением, но я готов отдать жизнь за Ваше право высказывать его.
Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости.
Для человека свобода есть не что иное, как заключенная в нем самом необходимость.
Человек не свободен ни одну минуту своей жизни.
Почти все люди — рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово "нет". Умение произносить его и умение жить уединенно — вот способы, какими только и можно отстоять свою независимость и свою личность.
Истинную свободу и истинное ее применение лучше всего характеризуют злоупотребления свободой.
Как много могут навредить правила, едва только наведешь во всем строгий порядок.
Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
Признаем же следующую истину, как бы жестоко она ни звучала: рабство необходимо для развития культуры; это — истина, не оставляющая никакого сомнения в абсолютной ценности бытия. И если можно сказать, что Греция пала оттого, что носила в себе рабство, то гораздо справедливее будет другое мнение: мы погибаем потому, что у нас нет рабов.
Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы.
Боги назначили на долю свободы почти столько же бедствий, сколько и на долю рабства.
Властолюбие и свободолюбие находятся в постоянном антагонизме. Где наименьшая свобода, там страсть властолюбия самая пылкая и неразборчивая.
Опыт многих лет и наблюдение не одной революции убедили меня в том, что ищущие власти совсем не любят свободы и что, стало быть, любящие свободу не ищут власти.
Изуверы не пропускают случая отстаивать гонения, указывая на пороки, вызванные их же гонениями.
Свобода, спокойствие, счастье никогда не могут водвориться в народ, который кишит гонителями.
Где нет хозяина, там все бывают хозяевами; где все господа, там все бывают рабами.
Существовало ли когда-либо такое господство, которое не казалось бы естественным тем, кто им обладает.
Добродетель несовместима с невежеством, суеверием, рабством; рабов можно удержать лишь страхом наказания.
Только тот человек свободен, который вполне сознает свое человеческое достоинство, который чувствует в себе высшее благородство и постоянно старается удержаться на высоте своего достоинства.
Нет ничего мучительнее оскорбления человеческого достоинства, ничего унизительнее рабства. Человеческое достоинство и свобода свойственны нам. Будем же хранить их или умрем с достоинством.
Никакое лицо и никакое множество лиц не имеет права сказать другому человеческому существу зрелого возраста, что оно не смеет ради собственной выгоды распоряжаться своей жизнью, как ему угодно.
В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакою. Всякий закон есть неволя.
Все конституционные хартии ни к чему не ведут, это контракты между господином и рабами; задача не в том, чтобы рабам было лучше, но чтобы не было рабов.
Какая конституция самая лучшая? "Та, которая лучше всего исполняется". Этот ответ придумало лукавство, чтобы заставить забыть о пользовании свободой и о вечном праве на ее временное обладание.
Деспотизм придумал пытку, чтобы отнять у человека последнее право — право молчать.
Горе народу, которого рабство не смогло унизить, — он создан быть рабом.
Отечество раба там, где палка.
Представительное правление есть инструмент, на котором могут играть только превосходные музыканты, потому что инструмент этот труден и капризен.
Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться, пока солнце не зашло.
Современный пролетарий находится в более бедственном положении, чем раб древности, так как его не кормит владелец; а если он имеет преимущество перед ним в виде свободы, то оно главным образом заключается в свободе умереть с голоду.
Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его.