На вопрос: "Что понимать под чувством справедливости?" — Мэн-цзы ответил: "Об этом трудно рассказать. Это чувство весьма велико и чрезвычайно прочно. Когда его воспитывают и не наносят ему ущерба, то оно наполняет все между небом и землей... Пусть разум не забывает об этом чувстве, но не помогает его росту. Не надо быть похожим на жителя царства Сун. Этот человек из Сун, озабоченный тем, что его всходы не растут, стал тянуть их. Вернувшись утомленным, он сказал своим домашним: "Я устал сегодня: помогал всходам расти". Его сын побежал посмотреть и увидел, что всходы завяли. В Поднебесной мало людей, которые бы не помогали расти всходам. Те, кто считает воспитание чувства справедливости ненужным и уклоняется от этого, подобны тем, кто не обрабатывает всходы. Те же, кто помогает его росту, подобны тем, кто тянет всходы".

Мэн-цзы

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 141

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Мэн-цзы (Конфуцианского философа) охватывает основную идею о важности чувства справедливости и о том, как его следует развивать. В данном отрывке Мэн-цзы использует аллегорию о всходах растений, чтобы проиллюстрировать, что чувства и моральные качества, такие как справедливость, имеют свои естественные процессы роста и требуют правильного подхода для их развития.

  1. Суть чувства справедливости: Мэн-цзы подчеркивает, что чувство справедливости – это нечто естественное и масштабное, что пронизывает все аспекты жизни. Это чувство высоко значимо и не следует его игнорировать или недооценивать.

  2. Необходимость воспитания: Фраза о том, что необходимо воспитывать чувство справедливости, говорит о важности образования и формирования моральных ценностей. Мэн-цзы утверждает, что относиться к этому чувству с уважением и азы воспитания являются ключевыми для его развития.

  3. Опасность чрезмерного вмешательства: Образ жителя царства Сун, который тянет свои всходы, символизирует ошибочные попытки форсировать процессы. Мэн-цзы показывает, что чрезмерное вмешательство может нанести вред. Успех обучения и формирования чувства справедливости достигается не путем насилия или принуждения, а путем создания подходящих условий, позволяющих ему развиваться естественно.

  4. Соотношение разума и чувства: Полезное напоминание о том, что разум и чувства должны работать в гармонии. Разум не должен подавлять чувства, но и не следует оставлять их без внимания. Важно находить баланс между рациональным пониманием справедливости и глубинным чувством к ней.

Таким образом, эта цитата подчеркивает важность того, чтобы мы позаботились о своих чувствах справедливости и предостерегает от ошибок в понимании и воспитании этих основополагающих человеческих качеств.