Человеческие ценности
Найдено цитат по теме: 1965
Добрые люди считают, что все вокруг добры, в то время, как эмоционально инфицированные убеждены в том, что все вокруг лгут, мошенничают и жаждут власти. При таком положении вещей хорошие люди находятся в очевидно невыгодной ситуации. Будучи добрыми по отношению к эмоционально оглупленным, они истощаются, их выставляют на посмешище, а в итоге предают.
Мораль в старом смысле слова уже доживает свой век. Через какое-то время мы уже не будем морализировать, мы онтологизируем мораль. Добро и зло будут определяться не как нечто, что мы должны делать или соответственно делать нельзя; добром будет представляться то, что способствует осуществлению человеком возложенного на него и требуемого от него смысла, а злом мы будем считать то, что препятствует этому осуществлению.
Если же, наконец, утверждается, что непреходящие, высшие идеалы человечества сплошь и рядом используются недостойно — в качестве средств достижения деловых или политических целей, удовлетворения личных эгоистических интересов или собственного тщеславия,— на это можно ответить так, что все сказанное лишь свидетельствует о непреходящей силе этих идеалов и показывает их универсальную действенность. Ибо если кто-то для достижения своих целей вынужден прикрывать свое поведение нравственностью, это доказывает, что нравственность действительно представляет собой силу и, как ничто иное, способна оказывать влияние на тех людей, которые высоко ее ставят.
Несмотря на нашу веру в человеческий потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться, меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их.
Существуют только две расы людей в этом мире: "раса" порядочных людей и "раса" людей непорядочных. Ту и другую можно найти повсюду, они проникают во все группы общества. Ни одна группа не состоит исключительно из порядочных или непорядочных людей. В этом смысле никакая группа не представляет "чистой расы"...
Придавая непомерно огромное значение добрым поступкам, мы в конце концов возносим косвенную, но непомерную хвалу злу. Ибо в таком случае легко предположить, что добрые поступки имеют цену лишь потому, что они явление редкое, а злоба и равнодушие куда более распространенные двигатели людских поступков.
Расчетливы только добрые поступки; рассудителен только тот, кто добр и ровно настолько, насколько добр.
Солнце светит и злым.
Благо тому, кто совсем не жил, кто не видел злого дела, что творится под солнцем.
Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни в считанные дни его тщетной жизни?
Бывает на земле и такая тщета: есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев, и есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых.
Дурному человеку не стать хорошим, а хороший легко становится дурным.
Видимость обманчива: за хорошими словами часто кроются дурные дела, за величавым видом — ничтожная душа.
Худших везде большинство.
Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно оформляются, высокое и низкое друг к другу склоняются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому мудрый человек предпочитает недеяние и осуществляет учение безмолвно.
Если тебя спросят: что есть добродетель? — ответствуй: любомудрие, употребленное в действие.
Ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле.
Не думай легкомысленно о зле; "Оно не придет ко мне". Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его.
Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.
Ибо никогда в этом мире ненависть на прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма.
Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью. Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как слон в битве — стрелу, выпушенную из лука.
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?
Добродетели будь своим, пороку — чужим.
Обманулся Гомер тогда, когда изрек: "Сгинет пусть Рознь из среды богов и людей..." Ибо не понял он, что молится о том, чтобы все исчезло. Не родилась бы Гармония...
Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.
Существует лишь одна правильная монета — разум, и лишь в обмен на нее должно все отдавать: лишь в этом случае будут неподдельны и мужество, и рассудительность, и справедливость — одним словом, подлинная добродетель; она сопряжена с разумом, все равно, сопутствуют ли ей удовольствия, страхи и все иное, тому подобное, или не сопутствуют.
По-видимому, не в природе человека по собственной воле идти вместо блага на то, что считаешь злом; когда же люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выбирает большего, если есть возможность выбрать меньшее.
Все, что называется благом, для неразумного плохо.
Всякая добродетель есть среднее место между противоположными крайностями.
Порочный человек способен натворить зла, наверное, в тысячу раз больше, чем зверь.
Начало всего и величайшее благо есть благоразумие. Поэтому благоразумие дороже даже философии.
Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью.
Ни одно зло не заслуживает уважения. Зло — это всего лишь препятствие, которое будит в нас силу, рост и добродетель.
Удивительные мы: ненавидим добродетель здравствующую, с завистью ищем исчезнувшую с глаз.
Если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил.
Наградой за доброе дело служит свершение его.
Мы должны вынести над собой один и тот же приговор: мы злы, были злыми и будем злыми.
Пороки усваиваются и без учителей.
Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч.
Видя, что смерть неизбежна и что страдание умирающего определяется его виной, пойми, что ради земного наслаждения не должно совершать зла.
Кто желает войти в рай, должен отрешиться от всего, что не свойственно раю.
Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаза.
Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.
Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое — это грех, второе — наказание... Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет.
Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло.
Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота — отсутствие одежды, болезнь — отсутствие здоровья, а темнота — света, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.
Ведь желать дурного ближнему, быть может, наш недостаток, но возможность осуществления против невиновного того, что замышляет какой-нибудь злодей, должна выглядеть чудовищной в глазах Бога. И разве не справедливо вновь задать известный вопрос: "Если существует Бог, то откуда зло? И откуда добро, если Бога нет.
Порок не остается безнаказанным, так как быть порочным — это уже наказание.
Великие ушли в красе и силе, Все перед смертью головы склонили. Сошли под землю в мрачные могилы Те, кто сады и замки возводили. Те, кто при жизни сотни благ имели, С собою только саван захватили. Я так скажу: добро спешите делать, Не все ль равно, что ели и носили.
Мир благоденствует, а ты обязан прозябать. Пусть мир к тебе несправедлив — сам справедливым будь!
Человек не может быть наделенным с самого начала, от природы, добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом.
Неправда на земле царит с начала дней И в ярости казнит мудрейших из людей.
Один порок — поверь — вселится в нас И открывает дверь другим тотчас.
"Ад и рай — в небесах", — утверждают ханжи — Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай — не круги во дворце мирозданья, Ад и рай — это две половины души.
И добрые и злые — все умрут. Так лучше пусть добром нас помянут.
Не одинаков смертного состав. Бог создал нас, добро и зло смешав.
Пред слепым зажигаем свечу, Если злого к спасенью зовем. Кто к злодею приходит с добром, — Солончак засевает зерном.
Борьбу со Злом ведет Добро добром, Но злому недругу всяк отвечает злом.
Вред от того, кто чинит препятствия, более чувствителен, чем польза от того, кто помогает.
Если змею поить молоком, то и молоко превратится в яд.
Порок как раз в том, чтобы недобро делать доброе.
Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь со множеством людей, чуждых добру.
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими; злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.
Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен.
Люди склонны ко злу.
Как горечь возмущает вкус, а сладости приедаются, так людям наскучивает добро.
Честный и порядочный человек никогда и никоим образом не сможет исправить и перевоспитать бесчестных и дурных людей, если сам он прежде не исследует все тайники и глубины зла. Ведь люди испорченные и нечестные убеждены в том, что честность и порядочность существуют только из-за какой-то неопытности и наивности людей и лишь потому, что те верят разным проповедникам и учителям.
Да, совершенства в этом мире нет, Во всем чистейшем есть нечистый след!
Зло — в добре, добро — во зле.
О, что за мир, где добродетель губит Тех, в ком она живет!
Я созерцал необъятную глубину этого мира, наблюдал за Солнцем, звездами, облаками, дождем и снегом, представлял себе мысленно все творение этого мира и находил добро и зло, любовь и гнев во всем — не только в людях и животных, но и в неразумной твари: в дереве, камнях, земле и стихиях... Я убедился, что добро и зло присущи всему: не только тварям, но и стихиям, что безбожники так же блаженствуют, как и люди благочестивые, что варварские народы располагают лучшими землями и наслаждаются большим счастьем, чем народы благочестивые. Это повергло меня в печаль и сильно огорчило. Я не мог найти утешения даже в Писании, с которым я был хорошо знаком. Но надо мной не восторжествовал дьявол, внушавший мне часто языческие мысли...
Ты, может быть, скажешь: "Есть же в природе и злое, и доброе, а так как всякая вещь исходит от Бога, то, значит, и злое должно исходить от Бога". Вот смотри: в человеке есть желчь, которая есть яд, а он не может жить без желчи...
Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в доброе.
Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло.
Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит.
Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель.
Крайности всегда порочны, ибо исходят от человека; равновесие всегда справедливо, ибо исходит от Бога.
Человек, некоторое время занимавшийся интригами, уже не может без них обойтись: все остальное ему кажется скучным.
Если добродетель сама по себе не ценна и не почтенна, то я не вижу, какой почет может быть в том, чтобы следовать ей ради выгодной сделки. Если любовь к совершению добра сама по себе не есть склонность добрая и истинная, то я не знаю, возможна ли вообще доброта или добродетель.
Для дурного выбора нет извинений.
Люди рождены добродетельными, и справедливость — качество, присущее им так же, как и самое существование.
И нет такого зла, которое не порождало бы добро.
Во все времена, и во всех странах, и во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее — редко. В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло.
Правда, добро и красота имеют свои права; их оспаривают, но в конце концов ими восхищаются; то, что не отмечено их печатью, может некоторое время вызывать восхищение, но в конце концов вызовет зевоту.
Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных.
Приходится признать, что зло иногда неизбежно: чтобы пресечь дезертирство из армии, человека расстреливают под звуки труб и барабанов, и без подобного варварства не обойтись.
Чем лучшее добро, тем большим трудом окопалось, как рвом.
Добро и зло находятся в мире в одинаковом количестве. Отсюда следует необходимое равновесие добра и зла в природе, равновесие, обусловливающее гармонию ее.
Добившись добра, мы получаем и новое, следующее за ним зло.
И дурные люди совершают иногда хорошие поступки: они словно хотят проверить, впрямь ли это так приятно, как утверждают люди порядочные.
Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла.
Кто может знать себя и сил своих предел? И дерзкий путь заказан разве смелым? Лишь время выявит, что ты свершить сумел, Что было злым, что — добрым делом.
Я верю теперь от всего сердца в свободу человека, и для меня вполне ясно, что лишь при ее допущении вообще возможны долг и добродетель.
Увы! Я знал многих благородных людей, которые потеряли свою самую высокую надежду и с тех пор стали клеветать на нее. Моею любовью и моею надеждой я заклинаю каждого: не уничтожайте того героя, который живет в вашей душе! Верьте в святость вашей высокой надежды!
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Бывает заносчивость доброты, имеющая вид злобы.