Человеческие ценности
Найдено цитат по теме: 1965
Для оценки произведений искусства у нас никогда не будет ничего, кроме чувства и разума, а это самые неточные инструменты в мире.
Очарование, когда источник его кроется в сердце, оставляет глубокие следы; когда же оно является продуктом искусства или же красноречия, то торжество его преходяще.
Облака и одеяния служат препятствием к созерцанию. Красота и беспредельность хотят быть созерцаемы без покровов.
Высокие красивые деревья не приносят плодов. Плодовые деревья — маленькие безобразные калеки. Махровая садовая роза бесплодна, но не маленькая, дикая, почти лишенная аромата. Прекраснейшие здания чужды полезности: храм — не жилой дом.
Пошлая натура отличается тем, что она никогда не упустит из виду своей выгоды: свою мудрость и свое чувство собственного достоинства она видит в том, чтобы не дозволить своим стремлениям увлечь себя на нецелесообразные поступки.
У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.
Может ли быть красота в правде? Едва ли, но если правда найдет себе жизнь в красоте, то от этого является в мир великое искусство.
В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета; единственная красота — это правда, которая становится зримой...
Увидевший прекрасное — соучастник его создания.
Ощущение Прекрасного — предмет столь безумных поисков и столь тщетных определений — есть, быть может, сознание невозможности что-либо изменить.
Прекрасное — это символ морального добра.
Прекрасное в искусстве всегда правдиво, однако правдивое не всегда прекрасно.
Прекрасное — это законченное выражение Добра. Добро же — законченное выражение Прекрасного.
Все, что прекрасно, — нравственно.
Все хорошее человечно и благородно, но божественно и бессмертно лишь прекрасное.
Природа и жизнь производят прекрасное, не заботясь о красоте: она является в действительность без усилия и, следовательно, без заслуги в наших глазах, без права на сочувствие, без права на снисхождение.
Прекрасное заключено лишь в правде.
Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
Благородство приемов лучше красоты форм; оно доставляет большее наслаждение, чем статуи и картины.
Везде, где приятное заменяют полезным, приятное почти всегда на этом выигрывает.
Простота всегда бывает следствием возвышенности чувств.
Вместо того чтобы сетовать, что роза имеет шипы, я радуюсь, что над шипами — роза и что куст дает цветы.
Когда соловьи перестают петь, начинают стрекотать сверчки.
Стиль — это человек.
Стиль — как хрусталь: от чистоты его зависит блеск.
Хороший стиль кроется в сердце.
Каждый человек имеет свой собственный стиль, как свой собственный нос, а ведь было бы не совсем прилично, да и не по-христиански издеваться над порядочным человеком из-за его носа, каким бы странным он ни был.
Стиль — физиономия ума, менее обманчивая, чем настоящая физиономия. Подражать чужому стилю все равно, что носить маску. Напыщенность стиля походит на гримасничанье.
Скажи мне, кому ты удивляешься, и я скажу тебе, кто ты, хотя бы в отношении таланта, характера и вкуса.
Ироническое отношение к чувству всякого рода, к мечтательности, к лирическим порывам, к излияниям составляет сущность внутреннего цинизма. Грубое выражение этой иронии, беспричинная и бесцельная резкость относится к внешнему цинизму.
Нет более сильного противоядия для низкой чувственности, чем поклонение красоте.
Благоговение — это склонность души не только уважать предмет почитания, но также желание подчиниться ему с известным трепетом, снискать его благосклонность.
Вкус — это эстетическая способность суждения делать общезначимый выбор.
Вкус сводится к сообщению своего чувства удовольствия или неудовольствия другим и содержит способность через само это сообщение испытывать удовольствие и ощущать удовлетворение вместе с другими.
Хороший вкус есть способность верно судить о предметах, связанных с областью чувства. Хороший вкус состоит в умении чувствовать прекрасное.
Хороший вкус говорит не столько об уме, сколько о ясности суждений.
Вкус — не более как тонкость здравого смысла.
Вкус зреет за счет счастья.
Человек вкуса — это по-своему недоверчивый человек. Он не доверяет изумлению, выражающему сущность восприятия прекрасного.
Идеал есть не что иное, как кульминационный пункт логики, подобно тому, как красота есть вершина истины.
Красота — это вечность, длящаяся мгновение.
Добродетель есть нечто иное, как внутренняя красота; красота — не что иное, как внешняя добродетель.
Великая красота пленяет нас, но красота еще более великая освобождает даже от нее самой.
Добро убеждает нас, только если его осветит красота.
Пошлость есть наклонность отрывать все, что ни зримо, от корней его и рассматривать как самодовлеющее и, следовательно, неразумное, а значит — глупое.
Если скука есть предвосхищение небытия и страдание от пустоты и серости жизни, то пошлость есть освобождение от этого страдания, порожденного сознанием контраста между бытием и небытием, полнотой и пустотой.
Прекрасно то, что одновременно красиво и благородно.
Простота — одно из главных качеств красоты; она неотъемлемый признак возвышенного.
Преувеличенная тонкость ведет к пустой щепетильности; только в истинной щепетильности скрыта настоящая тонкость.
Ты молишь Бога о счастье в жизни, но благополучие для тебя важнее, даже если, следуя ему, ты полностью теряешь себя и вся твоя жизнь терпит крушение.
Дверь к счастью открывается наружу.
У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть счастливым.
Потребность счастья кажется мне самым благородным стремлением человеческого сердца.
Обитель для души может быть возведена лишь на очень прочном фундаменте нескончаемого отчаяния.
То, что мы имеем в себе — наша личность и подлинная ценность ее, — является единственным непосредственным фактором нашего счастья и довольства; все остальные факторы влияют лишь косвенно и действие их может быть парализовано, тогда как личность проявляет свое влияние всегда. Потому-то зависть к личным достоинствам — самая непримиримая и скрывается особенно тщательно.
Если вы хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто вы его имеете.
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Несчастья свои скрывай, чтобы не обрадовать врагов своих.
В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
Кто счастлив? — Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования.
Как легче всего переносить несчастья? — Если видеть врагов своих в еще худшем положении.
К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье.
Для людей счастливых смерть ничуть не тягостней, а даже блаженней, чем для других.
Удачи не стоят радости, а неудачи — печали: все преходяще, и ничто не зависит от человека.
И если все-таки придет несчастье — утешайся, что не к тебе одному.
В счастье не будь злопамятен, а относись к недругам по-доброму, и они раскаются, увидев, какого человека обижали. Если можешь оказать милость, не медли: действуй и помни, что судьба переменчива.
Что трудно? — Спокойно переносить перемену дел к худшему.
Несчастен тот, кто не переносит несчастья.
О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье.
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастье других.
В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
Когда все желания людей сбываются — не лучше им.
Счастливым можно считать того, у кого честный образ мыслей и острый ум.
Когда у персидского царя Дария умерла его любимая и прекрасная жена и монарх находился в безутешном состоянии, Демокрит пообещал вернуть к жизни покойную, если царь даст ему все необходимое. Дарий отдал распоряжение: не жалеть никаких средств. Философ был удовлетворен, но заметил, что теперь ему не хватает только одного. Если Дарий напишет на гробнице жены имена трех человек, никогда не испытавших горя, красавица тотчас же оживет. Всемогущий царь, конечно, не мог этого выполнить. Тогда Демокрит засмеялся по своему обыкновению и сказал: "Что же ты, нелепейший человек, не перестаешь плакать, как будто с тобой одним случилось такое несчастье, ведь ты не можешь найти даже одного человека, которому не пришлось бы испытать какую-либо печаль".
Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора.
Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что бы он ни делал, он не должен стремиться свыше своих сил и своей природы.
Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
Счастье — это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.
Те, которым доставляют удовольствие несчастья ближних, не понимают, что перемены судьбы могут коснуться всех.
Кто-то корил Диогена за его изгнание. "Несчастный, — ответил он. — Ведь благодаря изгнанию я стал философом".
Можно ли назвать счастливым того, чье потомство презренно?
Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия. Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.
Год прожить прекрасно предпочтительнее, чем много лет — как придется.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
Не юношу надо считать счастливым, а старца, прожившего жизнь хорошо.
Мы рождаемся один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть. Ты же, не будучи властен над завтрашним днем, откладываешь радость; а жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга.
Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти.
Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.
Мы должны ответить, в чем сущность природы и кто мы такие, прежде чем сказать, как мы можем стать счастливыми.
Лучше быть страдающим лицом в правом деле, чем торжествовать в неправом.
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть?
Легче переносить терпеливо то, что нам не дано исправить.
Кто многого добивается, тому многого недостает.
Ничему не удивляться... вот почти единственное средство сделаться счастливым и остаться им.
Будь доволен тем, что в руках имеешь, Ни на что не льстись и улыбкой мудрой Умеряй беду. Ведь не может счастье Быть совершенным.
Кто только раз хоть заметил, сколь то, что покинул он, лучше нового, что он искал, — пусть скорее вернется к былому.
Если те, которые ведут вас, говорят вам: "Смотрите, Царствие в небе!" — тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно — в море, тогда рыбы опередят вас. Но Царствие внутри вас и вне вас.
Я принимаю общее правило всех стоиков: "Живи сообразно с природой вещей". Не уклоняться от нее, руководствоваться со законом, брать с нее пример, — в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь счастлива, если она согласна со своей природой.
Природа обыскивает нас и при входе и при выходе. Голыми пришли, голыми уходим. И нельзя вынести отсюда больше, чем принес.