Человеческие ценности
Найдено цитат по теме: 1965
Единственное средство сделать народ добродетельным — это дать ему свободу; рабство порождает все пороки, истинная свобода очищает душу.
Отдельные великие мыслители бывали и еще могут быть среди общей атмосферы умственного рабства, но никогда не будет среди этой атмосферы умственно деятельного народа.
Легче сорвать гору у подошвы ее, чем наложить иго рабства на людей, решивших быть свободными.
Мир прекрасен во всякой форме, но между миром и рабством большая разница. Мир — это свобода, ничем не нарушимая, рабство — это самое пагубное из зол, против которого нужно бороться всеми силами до самой смерти.
Добровольные рабы производят больше тиранов, нежели тираны — рабов.
Тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, должен быть назван рабом.
Человек мнит себя наиболее свободным, между тем как он есть наибольший раб на земле.
Если деспоты создают рабов, то не менее справедливо, что и рабы создают деспотов.
Добровольный раб только потому и раб, что рано или поздно рассчитывает стать господином. Ведь иными, более героическими путями он не может достичь подобного венца.
Свобода! Изорванное, но еще развевающееся знамя сверкает, как молния в бурю.
Все существа, рожденные со стремлением к свободе, любят уединение. Лучшие певчие птицы живут парами, орел всегда парит один. Только стервятники и чайки бросаются на труп стаями, совершенно как люди.
Свобода, данная развращенному народу, — это девственница, преданная развратникам.
Народ только там злоупотреблял свободой, где он сам брал ее себе, но не там, где ему давали.
Люди никогда не могут быть свободны, если не воспитаны для свободы. И это не есть то воспитание, которое может быть приобретено в школах или заимствовано из книг, но то, которое является результатом самодисциплины, самоуважения и самоуправления.
Свобода есть для общественного организма то же, что здоровье для индивидуума, если человек теряет свое здоровье, ничто на свете ему не в радость; если общество теряет свободу, то оно томится и уже не знает счастья.
Свобода, вышедшая из пеленок, долго не может ходить без помочей.
Наибольшая общественная свобода должна быть ничем иным, как наименьшим рабством.
Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.
Свобода, раз она пустила корни, быстро вырастает.
Известная степень свободы встречается во всякой государственной форме, высшая же ее степень — ни в одной.
Совершенство природной свободы состоит в ее беспредельности, совершенство же гражданской свободы — все ограниченности.
Свобода лица — величайшее дело: на ней и только на ней может вырасти свобода народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить ее не менее, чем в ближнем, чем в целом народе.
Я поочередно защищал свободу от абсолютной власти и порядок от революционного духа — два великих дела, в сущности составляющих одно, ибо вследствие разделения их каждое из них гибнет одно за другим.
Идет ли дело о театре, трибуне или прессе, ни одна из отдушин, через которые вырывается умственная свобода, не может быть без опасности закрыта.
Странная вещь: после десяти веков прогресса свобода ума провозглашена, а свобода сердца — нет. Однако любить — не менее великое право человека, чем мыслить... Если свобода совести имеет право на существование, то именно в любви.
Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.
Ах, дайте мне свободу! Ибо если даже рай покажется тюрьмой, я буду томиться и рваться из его хрустальных стен.
Спросите моряков, что они предпочитают — опасность ли плавания в бурном море или удушливую жару, царящую в солнцеворот. Конечно, они предпочитают бурю, ветер, высокие валы. Волнение, движение, шум, буря — все это кроется в свободе.
Свобода, как и милосердие, должна начинаться у себя дома.
Вы свободны, и эта свобода, делающая вас особыми, привилегированными существами во Вселенной, есть подтверждение вашего достоинства, основание ваших прав и обязанностей, руководство и цель вашего существования.
Свобода возможна лишь в той стране, где право господствует над страстями.
Свобода — это хлеб, который народы должны зарабатывать в поте лица.
Не давайте обманывать себя пустыми словами. Некоторые господа будут пытаться убедить вас, что вы на самом деле свободны, ибо они начертали на листе бумаги слово свобода и расклеили его на всех перекрестках. Свобода не есть афиша, которую читаешь на углу улицы. Это живая мощь, которую чувствуешь в себе и вокруг себя...
Свобода выше собственности, человек выше доллара.
Свобода — необходимый элемент всякого хорошо устроенного общества, ибо без нее нет ни нравственности, ни ответственности, особенно же демократии, ибо без нее нельзя быть властелином.
То, что яснее всего характеризует истинную свободу и ее истинное применение, — это злоупотребление ею.
Установить свободу и равенство так, как об этом теперь думают многие, — это значит дать одиннадцатую заповедь, которая отменила бы остальные десять.
Ни один народ не должен быть свободным, пока он не будет способен разумно пользоваться своей свободой. Положение это достойно того дурака в сказке, который решил не идти в воду, пока не научится плавать. Если люди должны ждать свободы, пока они не станут разумными и хорошими в рабстве, то, право же, они могут вечно ждать.
Дайте мне свободу учиться, думать, верить и говорить то, что подсказывает мне моя совесть, и я предпочту эту свободу всякой другой.
Свобода — это право делать все, что разрешает закон.
Свобода есть благо, которое позволяет пользоваться прочими благами.
Свобода заключается в том, чтобы делать все дозволенное законами. Если бы один гражданин мог делать то, что они запрещают, то свободы более не было бы, ибо другие поступали бы точно так же.
Политическая свобода, если хорошо ее разобрать, есть условная басня, выдуманная людьми правящими для усыпления управляемых.
О, свобода, очарование моей жизни, без тебя работа — это пытка, а жизнь — долгое умирание.
Народ, который думает, что может защитить свою свободу, лишь систематически изгоняя самых даровитых граждан своих, наилучшим образом служивших ему, тем самым доказывает, что он недостоин свободы.
Свобода — единственный религиозный свод нового времени.
Нуждаемся мы не столько в свободе, сколько в том, чтобы нами повелевало лишь то, что мы любим.
Свобода не заключается ни в какой форме правления, она находится в сердце свободного человека.
Человек предпочитает самую бурную свободу безмятежному порабощению.
Отказаться от свободы — значит отказаться от человеческого достоинства, от прав человечества, даже от его обязанностей.
Истинная свобода дороже золота и серебра.
Свобода всегда должна больше опасаться страстей своих слуг, чем страстей врагов, нападающих на нее.
Законы и обычаи, тираны и палачи бессильны против свободы духа, присущей человечеству.
Свобода — крепкое вино, расстраивающее слабые мозги; только долгая привычка постепенно приучает к сильным его дозам.
Действительным носителем новой свободы, и внутренней и внешней, может быть только тот, кто внутренне не связан никакой внешностью, кто в последнем основании не знает другого мерила суждений, кроме доброй воли и чистой совести.
Из года в год, изо дня в день ход событий убеждает меня в том, что люди по природе своей способны ужиться только с известной суммой свободы, а раз им будет предоставлена большая, они сами позаботятся о том, чтобы расстаться с нею и организовать новую форму тирании.
Только те, кто готов умереть за нее, знают, что такое свобода.
Жестокости, совершенные во имя свободы, могут сделать ее ненавистной, но не мешают ей оставаться прекрасной и необходимой.
Все стремления людей, все побуждения к жизни суть только стремления к увеличению свободы. Богатство — бедность, слава — неизвестность, власть — подвластность, сила — слабость, труд — досуг, сытость — голод — суть только большие или меньшие степени свободы.
Ничто не может быть вернее того, что все добродетели связаны со свободой: в щедрой почве свободы они пускают глубокие корни и приобретают полную мощь и зрелость: пороки же прозябают в навозной куче рабства и поднимаются с отвратительной пышностью.
Свобода — это ответственность. Вот почему все ее так боятся.
Более чем верно, что любовь к свободе часто есть лицемерие и имеет своих тартюфов. Их легко узнать по их ненависти к просвещению и философии, по их умению льстить предрассудкам и страстям народа.
Делать то, что нам нравится, — это естественная свобода, без вреда другим — это гражданская свобода.
Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает.
Лакеи, временно находящиеся без места, от этого не становятся свободными людьми.
Кто неспособен быть бедным, тот неспособен быть свободным.
Даже при самой свободной конституции невежественный народ все-таки остается рабом.
Человек свободен, как птица в клетке: в известных границах он может свободно двигаться.
Быть свободным — значит, помимо всего, не быть рабом собственной логики.
Кто хочет быть свободным, тот действительно свободен.
Чтобы быть свободным, нужно уметь быть справедливым.
Так же неразумно считать себя свободным, как невозможно, чтобы камень, брошенный мальчиком, мог думать, что он летит, благодаря собственной силе.
Моя святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, — свобода от силы и лжи, в чем бы последние ни выражались. Вот программа, которой бы я держался.
В темнице также живут спокойно, но разве из этого следует, что там хорошо? Греки, запертые в пещере циклопа, жили там покойно в ожидании, когда придет их очередь быть съеденными.
Спокойствие без свободы нельзя назвать жизнью: это общественная смерть, это тишина могилы.
Я не имею в виду проповедовать терпимость. Самая неограниченная религиозная свобода, на мой взгляд, настолько священное право, что слово "терпимость", пытающееся выразить его, само кажется мне до некоторой степени тираническим.
Настанет тот день, когда солнце будет светить только свободным людям, не признающим другого властелина, кроме своего разума, когда тираны и рабы останутся только в истории и на сцене, когда ими будут заниматься только затем, чтобы пожалеть их жертвы...
Тираны еще не открыли таких цепей, которыми можно было сковывать ум людей.
Тот, кто держит цепь, почти не свободнее того, кто ее носит.
Человек приговорен быть свободным.
Человек создан свободным, и он свободен, хотя бы родился в цепях. Не впадайте в заблуждение из-за криков черни, из-за злоупотреблений безумцев. Бойтесь раба, разбившего свои цепи, не бойтесь свободного человека!
Такова уж по своей природе чернь: либо она униженно служит, либо гордо властвует; свободой же, составляющей золотую середину, она так же не умеет умеренно пользоваться, как не умеет отказаться от нее.
Добровольным является то, что делается с намерением и без принуждения.
Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен.
Мир — это свобода, основанная на признании прав всякого человека.
Всякое насилие есть свидетельство не силы, а бессилия.
Человек, совершающий насилие, менее свободен, чем тот, кто терпит его.
Чем больше привычек, тем меньше свободы.
Рабом называется тот, кто, не любя своего дела, работает только ради средств существования. Свободным — кто действует за свой страх и совесть.
Человек не может не быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: своих страстей, а значит и людей, или же своего духовного начала.
Не будь рабом одного или немногих. Делаясь рабом всех, ты делаешься другом всех.
Нет ничего более ужасного и унизительного, чем быть рабом раба.
В каждом доме есть один раб — сам хозяин.
Свобода — власть над жизнью.
Свобода — это зависимость от законов.
Свобода — это воля к личной ответственности.
Свобода — это возможность защищать то, во что ты не веришь.
Свобода — это не праздность, а возможность располагать своим временем и выбирать себе род занятий.
Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.
Свобода — это цена победы, которую мы одерживаем сами над собой.