Пред слепым зажигаем свечу, Если злого к спасенью зовем. Кто к злодею приходит с добром, — Солончак засевает зерном.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 333
Oбъяснение афоризма:
Выражение из стихотворения Саади Муслина ад-Дина содержит глубокую аллегорию о безнадежности некоторых усилий и о том, как неправильно подойти к злодею с добрыми намерениями.
Первая строчка "Пред слепым зажигаем свечу" подразумевает, что даже если мы стараемся сделать что-то хорошее (зажигаем свечу), нашими усилиями могут не воспользоваться те, кто не способен это увидеть или оценить (слепой). Это может символизировать бесполезность добрых поступков в отношении людей, которые не имеют желания или способности увидеть добро.
Следующая часть "Если злого к спасенью зовем" указывает на то, что попытки изменить злого человека или указать ему путь к спасению часто напрасны. Простые добрые намерения не всегда работают, если сам человек не готов к изменениям.
Наконец, строчка "Кто к злодею приходит с добром, — солончак засевает зерном" подчеркивает, что добрые намерения по отношению к тем, кто не ценит добро, могут быть бесплодными. Солончак – это почва, в которой трудно вырастить что-либо. Иными словами, ваш труд и старания могут быть напрасными, если вы обращаетесь к людям, которые не способны это принять.
В целом, это выражение приглашает задуматься о том, как и кому мы прилагаем свои усилия, а также о том, что не всегда добрые намерения приводят к хорошим последствиям, если не поддерживаются готовностью и желанием со стороны тех, кому они адресованы.