Я созерцал необъятную глубину этого мира, наблюдал за Солнцем, звездами, облаками, дождем и снегом, представлял себе мысленно все творение этого мира и находил добро и зло, любовь и гнев во всем — не только в людях и животных, но и в неразумной твари: в дереве, камнях, земле и стихиях... Я убедился, что добро и зло присущи всему: не только тварям, но и стихиям, что безбожники так же блаженствуют, как и люди благочестивые, что варварские народы располагают лучшими землями и наслаждаются большим счастьем, чем народы благочестивые. Это повергло меня в печаль и сильно огорчило. Я не мог найти утешения даже в Писании, с которым я был хорошо знаком. Но надо мной не восторжествовал дьявол, внушавший мне часто языческие мысли...
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 393
Oбъяснение афоризма:
Это высказывание Якова Беме содержит глубокие размышления о природе добра и зла, о равенстве радостей и страданий в мире, а также о том, как это осознание может приводить человека к печали и внутреннему конфликту.
-
Созерцание мира: Беме начинает с описания своего созерцания природы и мира в целом. Он обращает внимание не только на человеческие переживания, но и на существование добра и зла в немых существах — деревьях, камнях, стихиях. Это подчеркивает идею о том, что моральные категории могут быть применены не только к разумным существам.
-
Наблюдение за счастьем и страданиями: Он замечает, что блаженство и страдания не всегда следуют за благочестием. Безбожные народы могут наслаждаться счастьем, а варварские народы могут иметь лучшие земли. Это ставит под сомнение традиционные представления о справедливости и карме, где награды и наказания следуют за моральными поступками.
-
Печаль и внутренний конфликт: Осознание этой неравномерности и парадоксальности мира вызывает у Беме печаль. Он ищет утешение в религиозных текстах, но не находит его. Это подчеркивает сложность человеческой природы и стремление к пониманию, которое порой может оставлять человека в состоянии смятения.
-
Поражение дьявола: В конце цитаты упоминается о дьяволе, который пытается внушить языческие мысли. Это может быть интерпретировано как символ внутренних борений человека между рациональным пониманием мира и его религиозными убеждениями.
Таким образом, данное высказание затрагивает темы экзистенциальной философии, вопросы моральной справедливости, отсутствие простых ответов и внутреннюю борьбу человека между различными взглядами на жизнь. Беме показывает, что даже в хаосе мира, где добро и зло существуют одновременно, важно сохранять веру, даже когда она ставится под сомнение.