Общество, культура и цивилизация
Найдено цитат по теме: 2273
Самый тяжкий вид нищеты — нуждаться, обладая богатством.
Нужда — это шестое чувство, заглушающее все остальные.
Нужда хитрее мудреца.
Под роскошью следует понимать всякий род излишества, т. е. все то, что не безусловно необходимо для существования человека.
Роскошь — это проявляющий вкус избыток внешнего благополучия.
Роскошь развращает и богача, который ею пользуется, и бедняка, который ее алчет.
Чем больше ты приучаешь себя к роскоши, тем больше подвергаешься рабству, ибо чем в большем ты будешь нуждаться, тем больше сократишь свою свободу.
Скаредность — это низменная боязнь расходов.
Скупые так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое.
Скупой и у себя самого воровать и откладывать будет.
Скупому также недостает того, что у него есть, как и того, чего у него нет.
Диоген просил милостыню у скряги, тот колебался. "Почтенный, — сказал Диоген. — я же у тебя прошу на хлеб, а не на склеп".
Подозвав учеников Своих, Иисус Христос сказал им: "Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в копилку в синагоге; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое".
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Милосердие не бывает чрезмерным.
Требовать благодарности за каждое из своих благодеяний — значит торговать ими.
Кто-то сравнил неумелого благотворителя с козой, которая сперва дает себя подоить, а потом, по безмозглости своей, опрокидывает подойник.
Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного и в том, чтобы принимать помощь от друзей.
Много писали и справедливо против неблагодарных, но благодетелей оставили в покое; а это — глава, которой недоставало в истории тиранов.
Только благотворительностью и можно заставить простить себе богатство.
Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты — чтобы делать добро и этим снискать честь.
Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодного ребенка.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия.
Поверьте, давать взаймы — божественное дело, брать взаймы — добродетель.
Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, — то, что ты хочешь проявить, едва ли есть милосердие.
Милосердие иногда напоминает слепого, у которого плохой вожатый; неосмотрительно раздаваемые деньги могут наделать гораздо больше зла, чем добра, располагая пользующихся благодеянием только к беспечности, лени и баловству.
Первый шаг неблагодарности — это исследование побуждений благотворителя.
Неблагодарность отнимает удовольствие не столько у благотворителя, сколько у неблагодарного.
Подлинное бескорыстие не выставляется напоказ. Тот, кто хочет прослыть бескорыстным, делает это из жадности.
Благодеяние, удовлетворяющее необходимую потребность других, есть благотворительность.
Истинная цель благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить.
Нет благочестия там, где нет милосердия: не будучи милосердным и благотворительным, нельзя искренне почитать Бога.
Милостыня состоит не в том, чтобы дать много или мало, а в том, чтобы дать не меньше, чем можешь.
Не тот подает милостыню, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя необходимого в пользу нуждающихся.
И от милостыни подавай другим милостыню.
Тот подает истинно милостыню, кто делает это не только из-за сострадания к бедственному состоянию нищих, но и из-за сокрушения о собственных грехах.
Всякое требование равенства, идущее дальше этого (уничтожения классов — ред.) неизбежно приводит к нелепости.
Не может быть оправдано никакое неравенство, кроме того, которое создано природой в виде различия между отдельными людьми.
И будут первые последними и последние первыми; ибо много званых, а мало избранных.
Природа повелевает нам приносить пользу людям, а рабы ли они или свободные, благородного ли происхождения или вольноотпущенники, дарована ли свобода с соблюдением надлежащих формальностей или в кругу друзей, совершенно безразлично.
Социальное равенство — это и наиболее естественная и наиболее химерическая идея. На нашей несчастной планете люди, живущие в обществе, не могут не разделяться на два класса — на богатых, которые распоряжаются, и бедных, которые служат.
Бедняк, стремящийся к малой доле достатка, которого вам девать некуда, бывает иногда жесток, это верно, но никогда не будет так жесток, как жестоки были ваши отцы, те именно, кто сделал из вас то, что вы есть, кто наделил вас тем, чем вы владеете.
Не бедность невыносима, презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали.
Достаточно родиться не в городе, а в хижине, каких много в деревнях, или под стоящими в болоте развалинами, которые называют замком, чтобы тебе на слово поверили, что ты благородного происхождения.
Бродяга есть дополнение к миллионеру.
Солнце посылает свои лучи одинаково во все части бесконечного, небесная роса изливается равномерно на все жаждущие растения. Все, что хорошо и нисходит к нам свыше, предназначается для всех и не знает пристрастий.
Неравенство прав увеличивает общественные раздоры; неравенство деяний поддерживает общественное согласие.
Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы, а свобода индивидуума — неизбежный постулат человеческого прогресса.
Равенство существует в обществе полное, если исключить неравенство состояний, неравенство положений, неравенство способностей, — словом, если исключить полное неравенство.
Общество разделяется на два больших класса: на тех, кто работает, чтобы жить, и тех, которые живут, чтобы заставлять работать других.
Общество составлено из двух классов: из тех, у которых обедов больше, чем аппетита, и тех, у которых аппетита больше, нежели обедов.
Равенство может быть правом, но никакая человеческая сила не в состоянии обратить его в факт.
Идея французского равенства — это химерическая дочь зависти и алчности, фантом, который народ, богато одаренный природой, преследует в продолжение шестидесяти лет в крови и безумии и которого все-таки никак не может достичь.
Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности, труда.
Я желал бы от всего сердца, чтобы все состояния были равны; я гораздо скорее предпочел бы не иметь низших, чем сознавать, что хоть один человек стоит надо мной. В теории нет ничего проще равенства; на деле же нет ничего невыполнимее его и призрачнее.
Равенство и свобода — естественные и неизменные основы человеческого единения и, следственно, необходимый и основной принцип всякого закона и всякой правильной системы правления.
Установите метафизическое равенство, и вы скоро увидите появление анархии и разрушение общества.
Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам.
После многих революций низшие классы завоевали себе право казаться равными другим классам, завоевали равенство в расходах, но не в приходах.
Равенство существует только в гробу.
Равенство находится на кладбище, и только там.
Равенство порождает полнейшее однообразие: от дурного освобождаются, жертвуя всем прекрасным, талантливым, оригинальным.
Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены.
Полное равенство означает всеобщую безответственность.
Где все равны, там никто не свободен.
Для большинства людей смысл равенства состоит не в том, чтобы подниматься до уровня других, а в том, чтобы понижать других до своего уровня.
Равенства трудно достичь потому, что мы стремимся стать равными только с теми, кто выше нас.
Прекрасно равенство, когда человек боится стать чем-нибудь выше другого, но ужасно равенство, когда человек ненавидит всех тех, кто стоит чем-нибудь выше его.
Где двое равны добродетелью, там прочие различия не видны.
По отношению к государству следует держаться, как к огню: и не слишком близко, чтобы не сгореть, и не слишком далеко, чтобы не замерзнуть.
Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.
Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира.
Важно общество вообще не смешивать с особым, эмпирически обусловленным родом общества, называемым государством. Жизнь в государстве не принадлежит к абсолютным целям человека.
Государство — это всего лишь средство, с помощью коего вооруженный разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращенных дурных последствий, причем каждый способствует благополучию всех, потому что видит в нем залог своего собственного благоденствия.
Какую роль играет государство? Это — сталь, скрепляющая общество. Вне государства, при естественных условиях, bellum omnium contra omnes (война всех против всех), общество ограничилось бы семьей и не могло бы широко пустить свои корни.
Достоинство государства зависит в конечном счете от достоинства образующих его личностей.
Государство есть верх и чудо, лучший образец, последнее слово человеческого эгоизма.
Государство — ничто иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера.
Такие слова, как "коммунист", "большевистский", "красный" и т.д., превратились в реакционные лозунги, которые не имеют никакого отношения к политике, партиям, экономике и т. д. Эти слова столь же иррациональны, как и слово "еврей" в устах фашистов.
Можно показать, что в основе невмешательства обычного интеллигента, "не желающего иметь ничего общего с политикой", лежат непосредственные экономические интересы и опасения, связанные с его социальным положением, которое зависит от общественного мнения.
Для участия в делах нужна достаточно высокая степень непонимания. У меня ее нет.
Честность в политике есть результат силы, лицемерие — результат слабости.
Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а всеобщей любовью.
Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному — власть.
Самая краткая формулировка учения Конфуция содержится в его ответе Цзин-чуну (царю государства Ни) на его вопрос, как управлять государством. Конфуций сказал : "Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном".
Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. — Почему же ты не покидаешь эту местность? — удивился мудрец. — В других областях князья угнетают народ. — Видите, — сказал тогда Конфуций ученикам, — жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
Соотношение между правителем и народом таково: император — всадник, чиновники и законы — узда и вожжи, народ — лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздывать, нужно ровно держать вожжи и стимул, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука; вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут.
Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться добиться мощи и славы — это все равно, что заставить всех людей страны пить одно лекарство для лечения разных болезней, ибо пользы от этого, может быть, будет лишь четырем-пяти человекам.
Началось у меня это с детства. Возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами.
Человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственные должности или властители в государствах по какому-то божественному определению не станут подлинными философами.
"Когда мир благоденствует?" — спросили Диогена. "Когда его цари философствуют, а философы царствуют", — ответил мудрец.
Если люди глупы, их легко принудить к тяжкому труду, а если умны, то принудить нелегко.
Метод поощрения рангами знатности и жалованьем — ключ к жизни или гибели страны.
Не хорошо многовластье: один да будет властитель.
Правители владений имеют три драгоценности: землю, народ и дела управления.
Предание гласит: "Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть".
Каким образом правителю легче добиться могущества, спокойствия в стране и славы и избежать слабости, опасностей и позора? Отвечаю: нет пути легче, чем выбрать себе достойного первого министра!
Голоса взвешивают, а не считают.
Пусть поймут все те, кто достиг великого могущества между людьми, что даже молнии не посылаются Юпитером без совета: пусть они призывают советников, обдумывают мнения многих, взвешивают внесенные предложения и имеют в виду, что для нанесения смертельного удара даже Юпитеру недостаточно его собственного решения.