Человеческие ценности
Найдено цитат по теме: 1965
Ложь не имеет ног, чтоб удержаться, но у нее есть крылья и она может летать долго и далеко.
Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником.
Ненависть и лесть — это подводные камни, о которые разбивается истина.
Не обладание истиной, а только стремление к ней развивает душевные силы человека и способствует его совершенствованию. Обладание же делает обыкновенно беспечным, ленивым и гордым.
Новая истина больше всего страдает от старой ошибки.
Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее.
Весь мир подчинен единому закону, и во всех разумных существах единый разум. Правда едина, и для разумных людей понятие о совершенстве тоже едино.
Правда, как и солнце, может затуманиться, но только на время.
Правда и свобода имеют ту хорошую сторону, что все, что делают для них или против них, одинаково служит им на пользу.
Правда может ждать: она не состарится, она всегда останется юной и наверное когда-нибудь будет узнана.
Настоящая правда всегда неправдоподобна; чтобы сделать ее правдоподобнее, нужно примешать к ней лжи.
Правда — не добродетель, но страсть. Отсюда — никогда ей не быть милосердной.
Правду следует показывать не голой, а в рубашке.
Правда более распространена, чем полагают, но очень часто она приукрашена, прикрыта и даже умалена, извращена наслоениями, которые портят ее и делают менее полезной.
Правда часто тускнеет, но никогда не гаснет.
Ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь.
Правда не поднимается, как солнце, вследствие собственного своего движения и без человеческого усилия; недостаточно дожидаться ее, чтоб увидеть.
Правда похожа на женщин; она требует, чтобы ее поклонник сделался лжецом ради нее, — с той лишь разницей, что этого требует не суетность, а жестокость ее.
Когда имеешь достаточно правды, тогда не бывает надобности во лжи людям; с помощью правды можно вас обманывать и увлекать, куда угодно.
Мы познаем правду не только умом, но и сердцем.
Что правда по эту сторону Пиренеев — заблуждение по ту сторону.
Замечательным должно казаться каждому мыслящему, что люди под выражением "сказать правду" всегда разумеют что-нибудь плохое.
Лишь одним дуракам даровано уменье говорить правду, никого не оскорбляя.
Никогда, говорят философы, правда не вредит людям: это есть сильное доказательство того, что они говорят неправду.
С правдой уйдешь далеко, — говорит пословица. Совершенно верно: за правду гонят везде, и с ней уйдешь очень далеко.
Правда так естественно воспринимается умом, что когда ее впервые узнаешь, то кажется, что ее лишь вспомнили.
В поисках правды люди делают два шага вперед и шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды.
Правда не какая-нибудь кокотка, бросающаяся на шею тем, кто не желает ее; она, скорее, такая разборчивая красотка, что даже приносящий ей в жертву не может быть уверен в ее расположении.
Правдивость — это не двусторонность и не объективность, правдивость — это бескорыстная субъективность.
Предрассудки коренятся в самом характере и составляют неотъемлемую принадлежность людей. Ни очевидность, ни здравый смысл, ни разум не оказывают на них ни малейшего внимания.
Природа не терпит лжи.
Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, что недостает ему в силе и правде.
Разум, становясь слугой порока, орудием страстей, защитником лжи, не только извращается, но делается больным, теряя способность различения правды и лжи, добра и зла, праведного и неправедного.
Свободен тот, кто может не лгать.
Ничто так не размягчает сердца, как сознание своей вины, и ничто так не ужесточает его, как сознание своей правоты.
Чем более слабости, тем более лжи: сила идет прямо.
Существует умственное солнце, освещающее все умы лучше, чем видимое солнце освещает тела; это солнце дает нам и свой свет, и любовь к этому свету... Оно разливает лучи свои не вне нас, ибо пребывает в каждом из нас.
Пусть люди обходятся без принципов, но не давайте им софизмов вместо истин.
Софист — это фальшивомонетчик; последний лишает ценности монету, первый извращает ум и делает его негодным. Иной софист, остроумием которого восхищаются наивные люди, лишь нагло издевается над человеческой совестью.
Человечество доныне жило и, несомненно, будет жить своими иллюзиями, страшными, соблазнительными и бренными одновременно... Не в погоне за истиной, но за заблуждением человечество затратило больше всего усилий.
Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой. Иметь смелость искать, судить и решать самому. Иметь смелость самостоятельно мыслить.
Истина — это правда Добра.
Истину нельзя объяснить так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
Для того, чтобы истина была услышана, надо, чтобы она была высказана с добротою.
Человек, взыскующий истины, должен не только уметь любить своих врагов, но и уметь ненавидеть своих друзей.
Гаснет любовь — и гаснет истина. Поэтому "истинствовать" на земле — значит постоянно и искренно любить.
Истина больше страдает от горячности своих защитников, чем от нападок своих противников.
Познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Ложь — это дерзость перед Богом и трусость перед людьми.
Ложь развращает гораздо раньше лжеца, чем причиняет вред тому, против кого она направлена.
Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самого себя.
Лжет не только тот, кто говорит вопреки своему знанию, но еще больше тот, кто говорит вопреки своему незнанию.
Ложь чаще проистекает от равнодушия, чем от притворства.
Ложь находит себе обвинителя в самом лжеце: говоря ложь, он уверяет, однако, что говорит правду.
Правда — это общая совесть людей.
Правда — это победа совести в человеке.
Не всякая сила стоит за правду, но всякая правда заявляет о себе силой.
Правда невероятнее вымысла, поскольку вымысел должен быть похож на возможное, а правда нет.
Трудно сказать, кто глупее, — тот, от кого никогда не услышишь правды, или тот, кто говорит всю правду до конца.
Не следует говорить всей правды, но следует говорить только правду.
В правду верят только мошенники, потому что верить можно в то, чего не понимаешь.
Владея правдой, изменишь судьбу.
Трижды убийца тот, кто убивает мысль.
Близкое знакомство ведет к фамильярности. Мы потому и почитаем истину, что редко имеем случай близко с ней познакомиться.
Моралисты говорят об эгоизме как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности, и не говоря, что за замена ему будет в "братстве" и в "любви к человечеству", не объясняя даже, почему следует брататься со всеми и что за долг любить всех на свете. Христианство, по крайней мере, не останавливалось на таких безделицах, а смело приказывало любить не только всех, но преимущественно своих врагов. Восемнадцать столетий люди умилялись перед этим; пора наконец сознаться, что правило это пустое... За что же любить врагов? или, если они так любезны, за что же быть с ними во вражде?
Свободный человек создает свою нравственность. Это-то стоики и хотели сказать, говоря, что "для мудрого нет закона".
Короче говоря, задача морали заключается в формировании покорных личностей, которые, несмотря на нищету и унижение, должны соответствовать требованиям авторитарного строя. Таким образом, семья представляет собой авторитарное государство в миниатюре, в котором ребенок должен научиться приспосабливаться к социальным условиям.
Трудно человеку быть хорошим.
Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю Этим богатством: поздней час для расплаты придет. Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет; Мы же не будем менять доблесть на денег мешок: Ведь добродетель всегда у нас остается, а деньги Этот сегодня имел, завтра подучит другой.
Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы.
Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.
Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.
Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род.
Один день добродетельного и самоуглубленного лучше столетнего существования порочного и распущенного человека.
И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы.
У цветов аромат не распространяется против ветра, так же — у сандалового дерева, у тагары или у жасмина. Аромат же добродетельных распространяется и против ветра. Благой человек проникает во все места.
Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер — несчастливую кость.
Мне не приходилось встречать такого, кто любил бы доблесть — дэ, как любят женскую красоту.
Конфуций сказал: "Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье". Цзы-Гун (ученик Конфуция) так повторил слова Учителя: "То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим". Конфуций на это ответил: "Этого добиться невозможно".
Благородный муж думает о восьми вещах: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.
Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое.
Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить.
Кто, пользуясь достатком и везеньем, В душе не скопит доброго, прекрасного, Счастливым я того не назову, скорей Охранником чужого состояния.
Много злых и мало добрых.
При оценке человека необходимо рассматривать в совокупности его намерения и результаты действий.
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
Все люди, думаю я, делая выбор из представляющихся им возможностей, поступают так, как находят всего выгоднее для себя. Поэтому, кто поступает неправильно, тех я не считаю ни умными, ни нравственными.
Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной.
Ищу человека, а не негодяя. (Такой ответ Диоген дал, когда его, озабоченно что-то разыскивающего днем с зажженным фонарем, спросили о том, что он делает.)
Наблюдая за достойным человеком, судят о нем по его делам, поскольку иначе невозможно обнаружить, какому выбору он следовал. А если бы можно было непосредственно видеть совесть человека и его стремление к прекрасному, то его сочли бы добродетельным и без дел.
Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным.
Если исходить из обычаев, то представления о благородных и неблагородных создаются окружающими, а вовсе не прирождены человеку.
Все достоинство добродетели — в действии.
Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.
Даже мудрец глупцом прослывет и правый — неправым. Ежели он в самой добродетели в крайность вдается.
Счастливы нищие духом — им принадлежит Небесное Царство. Счастливы плачущие — они будут утешены. Счастливы кроткие — им будет принадлежать весь мир. Счастливы те, кто жаждет праведности, — они будут удовлетворены. Счастливы милосердные — с ними тоже поступят милосердно. Счастливы чистые сердцем — они увидят Бога. Счастливы миротворцы — они будут названы сынами Божьими. Счастливы преследуемые за праведность — им принадлежит Небесное Царство. Счастливы вы, когда люди будут оскорблять вас, преследовать и ложно обвинять во всяком зле из-за Меня. Радуйтесь и торжествуйте! Вас ждет великая награда на небесах, ведь так же преследовали и пророков прежде вас.
Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
Добродетели нельзя разучиться.