Моралисты говорят об эгоизме как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности, и не говоря, что за замена ему будет в "братстве" и в "любви к человечеству", не объясняя даже, почему следует брататься со всеми и что за долг любить всех на свете. Христианство, по крайней мере, не останавливалось на таких безделицах, а смело приказывало любить не только всех, но преимущественно своих врагов. Восемнадцать столетий люди умилялись перед этим; пора наконец сознаться, что правило это пустое... За что же любить врагов? или, если они так любезны, за что же быть с ними во вражде?

А.И. Герцен

Источник: Герцен А.И. Сочинения в двух томах. М.: "Мысль", 1986 г. cтр. 106

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Александра Герцена затрагивает глубокие философские и моральные вопросы, касающиеся природы эгоизма, любви и человеческих связей. Давайте разберемся с основными идеями, которые он поднимает.

  1. Критика моралистов: Герцен указывает на противоречие в морализаторстве, которое осуждает эгоизм как дурную привычку. Он задает вопрос, возможно ли быть человеком, если утрачено чувство индивидуальности и самосознания. Это наводит на мысль о том, что эгоизм (или внимание к собственным интересам) может быть частью человеческой природы и не всегда является отрицательной чертой.

  2. Идея "братства" и "любви к человечеству": Герцен критикует общие слоганы о братстве и любви ко всем людям. Он считает, что без глубокого понимания этих концепций на практике они могут оказаться пустыми. Он намекает на то, что поверхностные призыты к любви могут не учитывать сложность человеческих эмоций и отношений.

  3. Христианское учение: Герцен также анализирует христианский принцип любви, включая заповедь любить врагов. Он подчеркивает, что это предписание не объясняет, почему следует любить врагов, и действительно ли такая любовь является искренней или естественной. Вопрос о том, за что любить врагов, ставит под сомнение ценность такой любви.

  4. Философия любви и ненависти: В этой цитате можно увидеть глубокое размышление о том, что на самом деле означает любовь, как она связана с конфликтами и враждой. Герцен задается вопросами о природе человеческих отношений и о том, могут ли они быть основаны на истинных чувствах или лишь на социальных условностях.

В конечном итоге, это высказывание подчеркивает сложность моральных наставлений и привлекает внимание к проблемам, связанным с истинными человеческими чувствами и ценностями, заставляя нас задуматься о том, что значит быть человеком в условиях противоречий и сложностей жизни.