Добродетели, пороки, черты характера
Найдено цитат по теме: 1941
То, что мы имеем в себе — наша личность и подлинная ценность ее, — является единственным непосредственным фактором нашего счастья и довольства; все остальные факторы влияют лишь косвенно и действие их может быть парализовано, тогда как личность проявляет свое влияние всегда. Потому-то зависть к личным достоинствам — самая непримиримая и скрывается особенно тщательно.
Я предпочел бы казаться слабоумным и бездарным, лишь бы мои недостатки развлекали меня или, по крайней мере, обманывали, чем их сознавать и терзаться от этого.
В самых великих душах заложена возможность как крупнейших пороков, так и величайших добродетелей, и тот, кто идет очень медленно, может всегда, следуя прямым путем, продвинуться значительно дальше того, кто бежит и удаляется от этого пути.
Особенно ценно искусство скрывать свои недостатки, обращая их в достоинства: Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.
В характере человека больше изъянов, чем в его уме.
Порою из дурных качеств складываются великие таланты.
Если характер в целом хорош, то не беда, если в нем сказываются и некоторые недостатки.
Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его.
Честолюбие — примета дарования, мужество — мудрости, страсти — ума, а ум — знаний, или наоборот, потому что от случая и обстоятельств любое явление то хорошо, то дурно, то полезно, то вредно.
Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками — там нужна разменная монета, в особенности мелочь.
Ни о чем не судят так поверхностно, как о характере человека. Ни в одном деле не оценивают целого менее, чем здесь, а ведь именно в этом и заключается суть характера.
Человек есть столь многосторонняя вещь, что из него можно делать все; у столь разнообразно переплетенной ткани его чувств так много разных концов, что можно цепляться за разные — не за один, так за другой.
То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собою.
Люди, одаренные великими и блестящими качествами, не особенно стесняются сознаваться в своих недостатках и слабостях или обнаруживать их перед другими. Они смотрят на них, как на нечто, за что они заплатили, и даже думают, что скорее они делают честь этим слабостям, чем слабости им — бесчестие.
Иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках.
Я знавал мужчин, которые не отличались особой широтой и возвышенностью взглядов, но были наделены умом простым и здравым. Этого же ума им хватало на то, чтобы должным образом оценить людскую глупость и тщеславие, привить себе чувство собственного достоинства и научиться уважать его в ближнем. Я знавал женщин, наделенных примерно такими же свойствами; возвыситься до подобных представлений им помогла подлинная и вовремя пришедшая любовь. Из двух этих наблюдений следует, что те, кто придает слишком большое значение людским глупостям и тщеславным затеям, представляют собой наихудшую разновидность человеческой породы.
Некоторые люди, подобно многим индийским деревьям, прячут под наружными колючками и тернистой скорлупой мягкий ценный плод своего человеколюбивого сердца.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...
Добродетель — вещь неделимая: или она есть, или ее нет.
Человек такое дивное существо, что никогда не можно исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более в него всматриваешься, тем более является новых особенностей.
Долг и достоинство — прежде всего.
Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках.
Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех.
Истинная добродетель никогда не озирается назад на тень свою — на славу.
Самое лучшее украшение — чистая совесть.
Целомудренный человек всем приятен. Гуманный человек мудро уладит спор. Разумный человек не станет докучать своим любопытством. Честный человек не возгордится. Такие люди подобны меду, который не приторен, и соли, которая в меру положена в пищу. Вот это и есть высшая добродетель.
Человек, несокрушимый в добродетели, равно отвергает и славу, и богатство, обрекая себя безвестности или нужде, а иногда тому и другому.
Твердый характер должен сочетаться с гибкостью разума.
Слабость характера — это единственный недостаток, который невозможно исправить.
Есть избыток строгости и избыток снисходительности; обоих надо одинаково избегать.
Чем меньше человек думает или знает о своих достоинствах, тем больше он нравится нам.
Характер есть хорошо воспитанная воля.
Хорошие характеры, как и хорошие сочинения, не столько поражают вначале, сколько под конец.
Человек без характера — это не человек, а неодушевленный предмет.
Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости.
Добродетели иных людей сверкают в частной жизни ярче, нежели они сверкали бы на поприще общественных добродетелей. Оправа лишила бы их блеска. Чем прекраснее бриллиант, тем она должна быть незаметней, ибо чем она богаче, тем меньше бросается в глаза сам камень.
Можно составить списочек под таким заглавием: "Пороки, необходимые для успеха в хорошем обществе". Не худо прибавить к нему и другой: "Посредственные достоинства, годные для той же цели".
Опасайся человека, который хвастается своими добродетелями.
Не будь слишком сладким — тебя съедят, не будь слишком горьким — выбросят.
Если люди терпят разговоры о своих пороках, — это лучший признак того, что они исправляются.
Несомненно, что худо быть полным недостатков; но еще хуже быть полным их и не желать сознавать в себе, потому что это значит прибавлять к ним еще недостаток самообмана.
Ничто нам так не хочется изменить, как привычки других людей.
Наблюдение чужих пороков очень полезно для самоисправления: собственный порок становится особенно противен, когда увидишь его в другом и почувствуешь, как неприятно обладать тем, что сейчас осмеял, ибо мы любим осмеивать всех и вся, кроме себя и своего.
Мы подмечаем в людях много пороков, но признаем мало добродетелей.
Порой и станом и лицом — всем человек прекрасен, Но нет добра в нем ни на грош и правды не найдешь. Пусть негодяй хорош собой, но он письму подобен, В котором почерк неплохой, а содержанье ложь.
Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства.
Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
Эгоизм и добросердечие, высокие порывы и чувственность, тщеславие, робость, бескорыстие, мужество, лень, нервность, упрямство, неуверенность в себе — все это уживается в одном человеке, не создавая особой дисгармонии.
У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.
Ни один порок не настолько прост, чтобы не принимать с внешней стороны вид добродетели.
Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делили людей. И это неверно.
Волк и всякий год линяет, а нрав не переменяет.
Самое безнадежное дело на свете — пытаться определить характер человека. Каждый индивидуум — это клубок противоречий, тем более личность одаренная.
Никогда не говорите, что вы знаете человека, если вы не делили с ним наследство.
Гораздо полезнее уметь предсказывать поступки людей при тех или иных обстоятельствах на основании их характера, чем судить об их характере на основании их поступков.
Если ты хочешь испытать, можно ли человеку доверять и может ли он слово свое сдержать, приглядись, тоскует ли он по родным местам, тянется ли к любимым друзьям и плачет ли он по ушедшим временам.
В мелочах выдает себя характер.
Чем ограниченнее кто-либо, тем охотнее он говорит о противоречиях в своем характере.
Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств.
Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.
У некоторых людей величие подменяется надменностью, твердость — бесчеловечностью, ум — плутовством.
Говоря о том, что их затрагивает, люди признаются только в своих самых незначительных недостатках.
Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других.
Порядочный человек не тем отличается от пошлого, чтобы он был вовсе чужд всякой пошлости, а тем, что видит и знает, что в нем есть пошлого, тогда как пошлый человек и не подозревает этого в отношении к себе; напротив, ему-то и кажется больше всех, что он истинное совершенство.
Мы быстро подмечаем в себе малейшие достоинства и медленно обнаруживаем недостатки.
Чтоб оценить чье-нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.
Всякий видит чем ты кажешься, немногие чувствуют кто ты на самом деле.
Люди мнимо благородные скрывают свои недостатки и от других и от себя, а люди истинно благородные прекрасно их осознают и открыто о них заявляют.
Что вызывает удивление в великом человеке, не нравится в малом.
Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.
Людей следует взвешивать простыми торговыми весами, а не ювелирными, как это делают обыкновенно в житейском обиходе даже друзья, благодаря ипохондрической своей причудливости и непомерной взыскательности.
И между людьми как и между книгами, бывают экземпляры ниже критики, не дающие даже повода к укору.
Каждому достоинству и каждой добродетели сродни какой-нибудь порок. Щедрость часто становится расточительностью, бережливость — скупостью, храбрость — безрассудством, осторожность — робостью, так что рассудительность нужна для того, чтобы соблюсти меру в наших добродетелях.
Наши пороки облагают нас большими налогами, чем правительство.
Тот, кто смотрит на свои собственные недостатки, не успевает видеть недостатки других.
От недостатков нет свободных в мире. Безгрешен, кто их меньше всех имеет.
Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, — это скромность, открывать их своим друзьям — простодушие, доверчивость, выставлять же их перед всеми — гордость.
Легче обогатиться тысячью добродетелей, чем исправиться от одного недостатка.
Мы боремся с теми недостатками, от которых страдаем сами, и приголубливаем те, от которых страдают другие.
Многие, раз сознавшись в своем недостатке, не считают уже нужным от него отказаться.
Порок имеет больше мучеников, чем добродетель.
Наружный вид всяких пороков благовиднее у знатных людей, но сущность их та же, что и у народа.
Обладание несколькими пороками мешает нам предаться всецело одному из них.
Пороки входят в состав добродетели подобно тому, как яды входят в состав лекарств. Благоразумные люди собирают их, умеряют их зловредное действие и затем употребляют с пользой при жизненных недугах.
Есть люди, которым идут пороки, и другие, которых безобразят даже добродетели.
То, что порок часто оказывается освободителем духа, — один из наиболее унизительных фактов в ряде исторических реалий, но, тем не менее, он неоспорим.
Если кто постоянно оплакивает свои пороки и никогда не осмеивает их, то об отвращении его к ним я не могу составить себе достаточно верного понятия. Быть может, оплакивает он их лишь из страха, боясь наказания. Но кто осмеивает порок, тот и ненавидит его.
Если людям на их мирском поприще помогают их добродетели, то, может быть, столь же часто помогают им и их пороки: раболепство и наушничество, жесткосердие и скаредное себялюбие, ложь и обман, дозволенные в торговле, игорные спекуляции.
Есть пороки, которые коренятся в нас только благодаря другим нашим порокам и которые исчезнут, лишь только мы избавимся от последних: так спадают ветки дерева, когда подрубишь ствол.
У кого много пороков, у того много повелителей.
Чужим пороком мудрый исправляет свой.
Если бы мы ненавидели порок столько же, сколько любим наслаждения, мы так же воздерживались бы легко от соблазняющего нас греха, как и от смертельного яда в любимом блюде.
Люди судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится или что им выгодно.
Громить пороки и щадить порочных, — это все равно, что обсуждать карты и прощать картежную игру.
Боги справедливы и наши излюбленные пороки делают орудием для нашего бичевания.
Поэт смотрит на пороки современников как на временное облачение для своих созданий, прикрывающее, но не скрывающее их извечную гармонию.
Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него собственные пороки; но человек поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
Некоторые люди настолько легкомысленны и пусты, что настоящие пороки им так же чужды, как и солидные добродетели.
Физическая чувствительность вызвала у нас любовь к удовольствию и отвращение к страданию... затем чувства удовольствия и страдания посеяли и взрастили во всех сердцах семена себялюбия, которые, развиваясь, породили страсти, из коих проистекли все наши пороки и добродетели.