Человек
Найдено цитат по теме: 5556
Если бы мы ненавидели порок столько же, сколько любим наслаждения, мы так же воздерживались бы легко от соблазняющего нас греха, как и от смертельного яда в любимом блюде.
Люди судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится или что им выгодно.
Громить пороки и щадить порочных, — это все равно, что обсуждать карты и прощать картежную игру.
Боги справедливы и наши излюбленные пороки делают орудием для нашего бичевания.
Поэт смотрит на пороки современников как на временное облачение для своих созданий, прикрывающее, но не скрывающее их извечную гармонию.
Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него собственные пороки; но человек поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
Некоторые люди настолько легкомысленны и пусты, что настоящие пороки им так же чужды, как и солидные добродетели.
Физическая чувствительность вызвала у нас любовь к удовольствию и отвращение к страданию... затем чувства удовольствия и страдания посеяли и взрастили во всех сердцах семена себялюбия, которые, развиваясь, породили страсти, из коих проистекли все наши пороки и добродетели.
Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого — злодей, толпа и люди высокой добродетели.
Часто из самых наших слабостей рождаются сильнейшие принципы нашего поведения, как из желудя, занесенного легким ветерком, вырастает дуб, не боящийся бури.
Наши слабости нам не вредят, когда мы их знаем.
Хотя людей обвиняют в том, что немногие знают свои слабости, но, может быть, столь же немногие из них знают свою силу.
Сквозь слезы не видны человеческие недостатки. Несчастный одинаково искренне и тепло принимает к своему страждущему сердцу всякого, кто к нему приходит.
Совершенство приносит большую радость.
Совершенство человека состоит только в том, чтобы внимательно относиться к своему несовершенству.
Самым совершенным человеком бывает не тот, у кого больше хороших качеств, а тот, у кого меньше дурных.
Существенная часть нашего совершенства состоит в том, чтобы замечать наши совершенства.
Совершенствование так относится к совершенству, как время — к вечности.
Страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки, или добродетелями, когда противодействуют привычкам.
Мы часто стыдились бы самых благородных своих поступков, если бы свет узнал, какими побуждениями они вызваны.
Каковы "да" и "нет" человека, таков и характер его. Скорое "да" или "нет" отличает живой, твердый, решительный характер, медленное же — осмотрительный и боязливый.
Характер гораздо больше сближает людей, чем ум.
Характер определяется не одной особенностью и не многими особенностями, но их степенью и их взаимоотношением.
Характер иного человека — что полоса земли, содержащая иногда золотоносную жилу, о существовании которой неведомо владельцу.
Если характер имеет недостатки, то ум, хотя бы и высокий, не может управлять человеком, так как преобладающая страсть обманывает его расчеты.
Наш характер походит на театральный бинокль, который то уменьшает, то увеличивает предметы, смотря по тому, с какого конца в него смотрят.
Лучший человеческий характер, равно как лучший китайский фарфор, могут иметь недостаток, и я полагаю, что в обоих случаях он неисправим, что однако не мешает им быть высшего достоинства.
Очень благородный характер мы представляем себе всегда с известным налетом тихой грусти, являющейся следствием не только постоянного огорчения повседневными неприятностями, но и вытекающей из сознания ничтожности благ и страданий вообще всякой жизни, не только собственной.
Так мало людей, которые велики как в хорошем, так и в дурном. Немного вольнодумства и немного набожности, немного нравственности и немного распущенности, столько же злости, сколько и доброты — вот приблизительно рецепт, которому следует большинство человеческих характеров.
Лучший человек тот, кто больше всех старается совершенствоваться, и счастливейшим является тот, кто всего сильнее чувствует, что он действительно совершенствуется.
Человека называют бесхарактерным, если воля его слаба, душа легкомысленна и непостоянна; но даже эти недостатки все равно образуют характер.
Добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой — в недостатке качества.
Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранять достоинство в отношении себя и других.
Добродетель — это способность в соответствии с моральными принципами противостоять злым склонностям и одерживать над ними верх.
Основа всякой добродетели заключается в способности отказываться от удовлетворения своих желаний, если разум не одобряет их.
Многие скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание избежать их.
Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по его ежедневным делам.
О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.
Кто сам говорит о своих достоинствах — тот смешон, но кто не сознает их — глуп.
Быть достойным человеком — значит обладать добродетелями.
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
Косным является тот человек, у которого отсутствует желание стать лучше.
Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.
Даже недостатки могут нравиться, если в них проявляется душа.
Не так плохо обстоят дела человеческие, если всякий несчастный несчастен только через свой порок.
Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к пороку — и никогда не зарастает им.
Нрав — это склад души, выражающийся в страстях и поступках.
Никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав.
Каждому человеку судьбу создают его нравы.
Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Воздерживается от порока не тот, кто с ним навсегда расстается, но тот, кто пользуется им в надлежащей мере.
Гораздо больше достоинства в том, чтобы уметь побеждать пороки, нежели в том, чтобы не иметь их.
Добродетельный человек черпает силы даже в своих слабостях.
Если, например, с трибуны ты произносишь "за", а дома говоришь жене и приятелю по этому поводу "нет", то официально ты есть человек "за", а не "нет". Как человек "нет", ты не существуешь вообще, хотя можешь воображать на этот счет все, что угодно.
Сделал Бог человека прямым, люди же ищут многих ухищрений.
Со всеми людьми осторожен будь — Не таят ли злобу в сердце своем? За светлым лицом И из черной души Не двойной ли язык лукавит?
Тщеславие толкает человека к нелепому бахвальству и лицемерию.
Когда меня мало знают, тогда я дорог. Поэтому совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму.
Великая прямота похожа на кривизну, великое остроумие похоже на глупость.
Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.
Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.
Легче угодить слушателям, говоря о природе богов, чем людей.
Мир погряз в скверне, и мне не о чем с ним говорить. Кто чрезмерно нравствен, тот затемняет природу вещей, дабы сделаться таким знаменитым, чтобы во всей Поднебесной под звуки флейт и барабанов превозносили его как недосягаемый образец. Это ли не фальшь?
Ненавижу мудреца, который не мудр для себя.
А наши философы? Сочиняя книги о презрении к смерти, ни один не забывает надписать на них свое имя.
Чем человек изворотливее, тем больше в нем ненависти и подозрительности.
Кому это выгодно?
Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я толкую о добродетели, а не о себе, и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными: когда смогу, буду жить как должно...
Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь.
Стреле не подобает кривизна, Кривая, — в цель не попадет она.
Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей.
Лжец — все равно что вор, только вор крадет твое имущество, а лжец — твой ум.
Кто хвалит нас за то, чего мы не имеем, Тот хочет нас лишить всего, чем мы владеем.
Кто зло творит, при этом лицемеря, Тот враг вдвойне — его ты опасайся.
В мелочах хороши подходящие слова, но в важных вещах ценность имеют лишь подходящие и полезные поступки.
От того, кто хвалит тебя сверх меры, жди столь же чрезмерной брани.
Правдивого не постигнет никакая беда, А уклоняющийся от прямого пути никуда не придет. Скорпион, поскольку он всегда уклоняется от прямого пути, Никогда не может найти свой дом. Змея, пока она не изберет прямоту, Не влезет в свою нору.
Мир полон фарисеев.
Не достигнув желаемого, они сделали вид, будто желали достигнутого.
Когда имеешь дело с постоянно хитрящими людьми, надо всегда не упускать из виду их целей. С такими лучше говорить мало и говорить такое, что они менее всего ожидают.
Не может быть двух более счастливых свойств, чем быть немножко глупым и не слишком честным.
Многознайство и хитроумие, ловкость и расчетливость: кто не ведает их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, — тот возвышен вдвойне.
Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея.
Презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинству жизненными благами, оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством.
Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.
Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.
Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее.
Восхвалять государей за достоинства, которыми они не обладают, — значит безнаказанно наносить им оскорбление.
Желание вызвать жалость или восхищение — вот что нередко составляет основу нашей откровенности.
Пусть человеку нет никакой выгоды лгать — это еще не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.
Действия людей — лучшие переводчики их мыслей.
О сильных мира сего лучше молчать: говорить о них хорошо — почти всегда значит льстить им; говорить о них дурно — опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы.
Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещаниям.
Требуется больше мужества, нежели принято думать, чтобы назвать себя своим настоящим именем.
Правдивость не лишена пикантных черт, которые можно уловить, если обладаешь гениальностью.
Искусство нравиться — это умение обманывать.
Все, что мы говорим, должно быть истинным, но из этого не следует, что мы обязаны публично высказывать всякую истину.
Из всех разновидностей лицемерия самая пристойная — это ложная скромность.
Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу.