Добродетель несовместима с невежеством, суеверием, рабством; рабов можно удержать лишь страхом наказания.

П. Гольбах

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 119

Oбъяснение афоризма:

Выражение Поль-Анри Гольбаха подчеркивает несколько ключевых идей, касающихся добродетели, знания и свободы.

  1. Добродетель и знание: Гольбах утверждает, что истинная добродетель невозможна в условиях невежества. Это связано с тем, что моральные нормы и этические принципы требуют осознанного понимания, что хорошо, а что плохо. Невежество мешает человеку развивать добродетельные качества, так как отсутствует критическое мышление и способность анализировать свои действия.

  2. Суеверие и рабство: Суеверие, как форма заблуждения, также несовместимо с добродетелью, поскольку оно основано на нерациональных верованиях и страхах. Это утверждение указывает на то, что для достижения добродетели необходимо опираться на разум и знания. Рабство, как социальное положение, при котором человек лишен свободы, также создает условия, в которых добродетель теряет свое значение, так как основное внимание уделяется выживанию и страху перед наказанием.

  3. Страх как метод контроля: Гольбах акцентирует внимание на том, что рабов можно удерживать только страхом наказания, что подразумевает идею о том, что истинная свобода и добродетель не могут быть достигнуты в условиях страха и зависимости. В таком состоянии человек не может действовать по совести или моральным убеждениям, а вынужден следовать внешним требованиям.

Таким образом, это выражение подчеркивает важность образования, свободы и осознанного выбора как основы для формирования настоящей добродетели.