Человек и его судьба.
Найдено цитат по теме: 418
Я за то глубоко презираю себя, Что живу — день за днем бесполезно губя; Что я силы своей не пытав ни на чем, Осудил сам себя беспощадным судом И, лениво твердя: я ничтожен и слаб! Добровольно всю жизнь пресмыкался, как раб; Что доживши кой-как до тридцатой весны, Не скопил я себе хоть богатой казны, Чтоб глупцы у моих пресмыкалися ног, Да и умник подчас позавидовать мог! Я за то глубоко презираю себя, Что потратил свой век, никого не любя, Что любить я хочу... что люблю я весь мир, А брожу дикарем — бесприютен и сир, И что злоба во мне и сильна и дика, А хватаюсь за нож — замирает рука!
Плевать, что нет у Гомеров и Овидиев людей, как мы, от копоти в оспе. Я знаю — солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!
Наша жизнь — постоянное бегство от себя, точно угрызения совести преследуют, пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтоб не слыхать речей, раздающихся внутри; ему грустно, он бежит рассеяться, ему нечего делать — он выдумывает занятие; от ненависти к одиночеству — он дружится со всеми, все читает, интересуется чужими делами, наконец женится на скорую руку. Тут гавань, семейный мир и семейная война не дадут много места мысли; семейному человеку как-то неприлично много думать, он не должен быть настолько празен. ...В этой боязни исследовать, чтоб не увидеть вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастьях, усложняя каждый шаг вымышленными путями, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепости и пустяков, не пришедши путем в себя.
Давно ли мы, застращенные с детства, перестали отказываться от самых невинных побуждений? Давно ли мы перестали содрогаться, находя внутри своей души страстные порывы, не взошедшие в каталог романтического тарифа?...Воспитание поступает с нами, как отец Аннибала с своим сыном. Оно берет обет прежде сознания, опутывает нас нравственной кабалой, которую мы считаем обязательною по ложной деликатности, по трудности отделаться от того, что привито так рано, наконец, от лени разобрать, в чем дело.
В юности человек имеет непременно какую-нибудь мономанию, какой-нибудь несправедливый перевес, какую-нибудь исключительность и бездну готовых истин. Плоская натура при первой встрече с действительностью, при первом жестком толчке плюет на прежнюю святыню души своей, ругается над своими заблуждениями и по мере надобности берет взятки, женится из денег, строит дом, два... Благородная, но не реальная натура идет наперекор событиям, не стремясь понять препятствий, а сломить их, лишь бы спасти свои юношестские мечты, и обыкновенно, видя, что нет успеха, останавливается, и остановившись повторяет всю жизнь одну и ту же ноту, как роговой музыкант. Натура действительная не так поступает: она воспитывает свои убеждения по событиям так, как Петр I воспитывал своих воинов шведскими воинами; она не держится за старое в буквальном смысле, она не юношескими сентенциями отправляется на борьбу, на жизнь, а с юношестской энергией; сентенции, правила ей не нужны, у ней есть такт, то есть орган импровизации, творчества; она вступает во взаимодействие с окружающей средой; ничего не может быть более удалено от твердых и закостенелых истин, как действительное воззрение; оно текуче, тягуче, оно колеблется, как вода в море, — но кто сдвинет подвижное море?
Лицо ставит себя целью. Общество — себя. Этого рода антиномии (нам часто приходилось говорить об них) составляют полюсы всего живого; они неразрешимы потому, что, собственно, их разрешение — безразличие смерти, равновесие покоя, а жизнь — только движение. Полной победой лица или общества история окончилась бы хищными людьми или мирно пасущимся стадом... Руссо, говорящий, что человек родился быть свободным, и Гёте, говорящий, что человек не может быть свободным,— оба правы и оба не правы.
Да! я вижу тебя, бледнолицую, И на суд твой себя отдаю. Не робеть перед правдой-царицею Научила ты музу мою: Мне не страшны друзей сожаленья, Не обидно врагов торжество, Изреки только слово прощения, Ты, чистейшей любви божество? Что враги? пусть клевещут язвительней, Я пощады у них не прошу, Не придумать им казни мучительней Той, которую в сердце ношу! Что друзья? Наши силы не ровные, Я ни в чем середины не знал, —- Что обходят они, хладнокровные, Я на все безрассудно дерзал, Я не думал, что молодость шумная, Что надменная сила пройдет — И влекла меня жажда безумная, Жажда жизни — вперед и вперед! Увлекаем бесславною битвою, Сколько раз я над бездной стоял, Поднимался твоею молитвою, Снова падал — и вовсе упал?.. Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней, Погрузился я в тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей. От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что в нем сердце не робкое билося, Что умел он любить...
Любовь, труд и познание — вот источники нашей жизни. Они должны определять ее ход.
До чего жалок человек! К счастью, он не знает об этом. А если бы знал, то до чего жалким бы он был!
По мнению Дарвина, "борьба за существование" составляет закон жизни. Тогда зачем нужно проводить мирные конференции? Я никогда не слышал, чтобы медведи или слоны разделялись на два лагеря и уничтожали друг друга. В животном царстве не существует войн в пределах одного вида. Война с себе подобными, как и садизм, относится к приобретениям "цивилизованного человека". ...Суть дела заключается в следующем. В результате тысячелетнего извращения в области воспитания и общественной жизни народные массы приобрели биологическую жестокость и утратили способность к свободе. Они не способны к мирному сосуществованию.
В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).
Быть человеком — значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваясь делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или богу, которому он служит.
Зигмунд Фрейд однажды сказал: "Давайте попробуем поставить некоторое количество самых различных людей в одинаковые условия голода. С возрастанием голода все индивидуальные различия сотрутся, и вместо них появится однообразное выражение неукротимого побуждения". В концентрационных лагерях, однако, истинным было противоположное. Люди стали более различными. Маски были сорваны с животных — и со святых. Голод был одним и тем же, но люди были различны. В счет шли не калории.
Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования.
Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.
Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.
Человек, каким я стал, приветствует с грустью человека, каким я бы мог быть.
У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть счастливым.
В отношении средне нормальных творческих индивидов ...имеет силу социальный закон: либо они делают подлости в силу глупости, либо глупости в силу подлости.
Человек всегда остается один, если вздумает стать человеком.
То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле.
Характер человека складывается под влиянием обстоятельств (включая сюда и особенности его организма); но собственное желание человека придать известный склад своему характеру есть также одно из этих обстоятельств, и притом обстоятельство отнюдь не из числа наименее важных.
Чтоб одного возвеличить, борьба Тысячи слабых уносит — Даром ничто не дается: судьба Жертв искупительных просит.
Рожденный ползать летать не может.
Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах.
Человек — это звучит гордо.
Сомнения в смысле жизни никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии... они являются признаком самого человечного в человеке... Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямохождение, речь или понятийное мышление.
Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности — не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее — умереть за мои механизмы защиты.
Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в морс береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством, а потому на спрашивай никогда, по ком звонит Колокол; он звонит по Тебе.
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
Как отыскать дельного человека? Если искать с пристрастием, то такого и не найти.
У всякого своя напасть.
Я благодарен судьбе за три вещи: во-первых, за то, что родился человеком, а не зверем; во-вторых, за то, что мужчиной, а не женщиной: в третьих, что эллином, а не варваром.
Статую красит вид, а человека — деяния его.
Человек в отличие от животных живет, опираясь на свои усилия, и тот, кто не опирается на свои усилия, не живет.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
Вот боярышник и груша, апельсиновое дерево и памела. Как только плоды созреют, их обирают, а обирая, оскорбляют: большие ветви ломают, маленькие — обрывают. Из-за того, что полезны, они страдают всю жизнь и гибнут преждевременно, не прожив отведенного природой срока. Это происходит со всеми...
Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет служить себе и быка, и лошадь. Почему это происходит? Отвечаю: благодаря способности людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обладают этой способностью. Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обязанностей. Благодаря чему возможно это разделение? Отвечаю: благодаря чувству долга.
Жить — значит мыслить.
Сам же человек рожден, чтобы созерцать мир, размышлять и действовать в соответствии с этим. Он никоим образом не совершенен, он какая-то частичка совершенного.
Мы среди первых последние, первые мы средь последних.
Ибо дерево познается по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
Все, что ты видишь, в чем заключено и божественное и человеческое, — едино: мы — только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями.
Дух человека велик и обширен; он не терпит никаких границ. Он не признает своей родиной узкие пределы Эфеса, Александрии или какого-либо еще более обширного государства. Его подлинная родина охватывает весь этот мир, это — свод, включающий в себя моря и земли.
Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами.
Смерть страшна, тяжела тому, кто, хорошо известный всем, сам до смерти не знал себя.
Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Человек может быть только тем, что он есть.
Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне неизвестно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестает быть органом тела, когда она отказывается ходить?
Если Бог хочет, чтобы ты представлял лицо нищего, старайся представить оное сколько можешь искуснее.
Земной человек — это слабая душа, обремененная трупом.
Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; ощущение — смутно; строение всего тела — бренно; душа — неустойчива; судьба — загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине; посмертная слава — забвение.
Человек есть ум.
Способ, каким соединяются души с телами, весьма поразителен и решительно непонятен для человека, а между тем это и есть сам человек.
Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.
Есть нечто в человеке, чего не знает и сам дух человеческий, живущий в нем.
Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми.
Что человек? Падучая звезда и ее свет, Она вспыхивает и превращается в пепел. Добро наше и семья даны нам временем в залог, А ведь придет время возвращать его. Люди подобны двум работникам: один из них Разрушает то, что строит другой, а другой снова возводит. Здесь есть и счастливец, получивший свою долю благ, Здесь и несчастный, довольствующийся своим жребием.
Человек стал человеком благодаря разуму.
О человек, ничтожен ты и слаб, Ты — плоти алчущей презренный раб.
Крылья знаний меня от людей отлучили, Я увидел, что люди — подобие пыли.
И тот, кто бел лицом, душою черен... О люди — воронье на куче зерен!
Вот — кто ты есть! Но не забывай и о том — что ты есть!
Эй, паломники, где вы, куда вы, куда? Поскорее сюда! Поспешайте, он здесь. Тот, кого вы взыскуете присно и днесь! Ваш возлюбленный — ваш самый близкий сосед. Смысла нет бродить ветру вслед... Знайте; храм, и хаджи, и святыня — ты сам.
Суть человека постигает тот, Кто сущность пса сперва в себе убьет.
Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад.
В человеческом обществе все делается дураками и среди дураков.
В жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать, наверно.
Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных, таких, которые привыкли повторять: "Будь что будет". А мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде... повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают.
Кому неведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и что находит?
И сколько в аду дивных людей! И разве стыдно тебе будет очутиться в их обществе? Смотри своей судьбе в лицо, сторонись зла, но коли не сможешь его избежать — сноси ожидающую тебя расплату как мужчина.
Души императоров и сапожников скроены на один и тот же манер.
Человек может быть лишь тем, кто он есть.
Мы хвалим коня за силу и резвость, а не за сбрую. Почему таким же образом не судить нам о человеке по тому, что ему присуще? Он ведет роскошный образ жизни, у него прекрасный дворец, он обладает таким-то влиянием, таким-то доходом: но все это — при нем, а не в нем самом. Вы не покупаете кота в мешке. Приторговывая себе коня, вы снимаете с него боевое снаряжение и осматриваете в естественном виде. Почему же, оценивая человека, судите вы о нем, облаченном во все покровы?
Я полагаю, что нет такой зародившейся в человеческом воображении выдумки, сколь бы сумасбродною она ни была, которая не встретилась бы где-нибудь как общераспространенный обычай.
Человек... Одного солнечного луча достаточно, чтобы сжечь и уничтожить его; достаточно бросить ему немного пыли в глаза (или напустить пчел...) — и сразу вес наши легионы даже с великим полководцем Помпеем во главе будут смяты и разбиты наголову.
Когда я мысленно представляю себе человека совершенно нагим (и именно того пола, который считается наделенным большей красотой), когда представляю себе его изъяны и недостатки, его природные несовершенства, то нахожу, что у нас больше оснований, чем у любого другого животного, прикрывать свое тело.
Разумный человек не потерял ничего, если он сохранил самого себя.
Тысячи путей уводят от цели, и лишь один-единственный ведет к ней.
Если бы мне довелось прожить еще одну жизнь, я жил бы так же, как прожил; я не жалею о прошлом и не страшусь будущего.
Жизнь человека на Земле является не чем иным, как состоянием войны! Он должен поражать ничтожность лодырей, обуздывать нахальство, предупреждать удары врагов.
Те люди, которые пожелали изведать на земле небесную жизнь, единогласно говорят: "Вот я убежал далеко и остался в одиночестве".
Природу человека легче всего обнаружить в уединении, ибо тут он сбрасывает с себя все показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила; а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки.
Знать кого-нибудь вполне — это было бы знать самого себя.
Мы все мечтаем в старости туманной Найти почет, богатство и покой. И к этой цели рвемся неустанно... Но жертвовать приходится порой То жизнью ради чести, выйдя в бой, То честью ради денег, и к могиле Столь многих эти деньги приводили.
О, что за мир, где добродетель губит Тех, в ком она живет!
Сведи к необходимости всю жизнь, И человек сравняется с животным.
О дух людской! Что будет иль что было — Желанно всем, а что теперь — не мило.
Я долго время проводил без пользы, Зато и время провело меня.
Книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в нем.
Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей.
Нет ничего столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.
Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире.
Жизнь — игра.
Люди — притворщики.
В наш век — в диковинку человек.
Дорога, по которой идет большинство, сомнительна.
Я никогда не иду туда, куда идут все... Хочу войти туда, куда не входит никто... Хочу быть человеком.
Жизнь человека — борьба с кознями человека.