В юности человек имеет непременно какую-нибудь мономанию, какой-нибудь несправедливый перевес, какую-нибудь исключительность и бездну готовых истин. Плоская натура при первой встрече с действительностью, при первом жестком толчке плюет на прежнюю святыню души своей, ругается над своими заблуждениями и по мере надобности берет взятки, женится из денег, строит дом, два... Благородная, но не реальная натура идет наперекор событиям, не стремясь понять препятствий, а сломить их, лишь бы спасти свои юношестские мечты, и обыкновенно, видя, что нет успеха, останавливается, и остановившись повторяет всю жизнь одну и ту же ноту, как роговой музыкант. Натура действительная не так поступает: она воспитывает свои убеждения по событиям так, как Петр I воспитывал своих воинов шведскими воинами; она не держится за старое в буквальном смысле, она не юношескими сентенциями отправляется на борьбу, на жизнь, а с юношестской энергией; сентенции, правила ей не нужны, у ней есть такт, то есть орган импровизации, творчества; она вступает во взаимодействие с окружающей средой; ничего не может быть более удалено от твердых и закостенелых истин, как действительное воззрение; оно текуче, тягуче, оно колеблется, как вода в море, — но кто сдвинет подвижное море?

А.И. Герцен

Источник: Герцен А.И. Сочинения в двух томах. М.: "Мысль", 1986 г. cтр. 2-184

Oбъяснение афоризма:

В этом отрывке из произведения Александра Герцена речь идет о контрасте между юношеской идеализацией и зрелым пониманием реальности. Герцен описывает две разные натуры: одна, юношеская, наполненная энтузиазмом, мечтами и идеями о справедливости, сталкивается с настоящей действительностью, которая часто оказывается жесткой и непредсказуемой. Эта натура склонна цепляться за свои идеалы, что может приводить к разочарованию.

Второй тип натуры, по Герцену, — действительная натура, которая, в отличие от юношеской, не боится менять свои убеждения в соответствии с обстоятельствами. Она адаптируется, импровизирует и гибко реагирует на вызовы жизни. Такой подход не предполагает слепой веры в идеалы или «правила», но основан на внимании к окружающей среде и ее изменчивости.

Смысл этого крылатого выражения можно свести к тому, что в юности человек может быть идеалистом и наивным, но с течением времени он начинает понимать, что реальность требует большей гибкости и способности адаптироваться. Герцен подчеркивает, что успех зачастую приходит не к тем, кто упорно держится за свои мечты, а к тем, кто готов взаимодействовать с миром и изменять свои взгляды, когда это необходимо. Таким образом, ключевым моментом является важность гармонии между идеалами и реальностью, а также способность к творческому подходу в жизни.