По мнению Дарвина, "борьба за существование" составляет закон жизни. Тогда зачем нужно проводить мирные конференции? Я никогда не слышал, чтобы медведи или слоны разделялись на два лагеря и уничтожали друг друга. В животном царстве не существует войн в пределах одного вида. Война с себе подобными, как и садизм, относится к приобретениям "цивилизованного человека". ...Суть дела заключается в следующем. В результате тысячелетнего извращения в области воспитания и общественной жизни народные массы приобрели биологическую жестокость и утратили способность к свободе. Они не способны к мирному сосуществованию.

В. Райх

Источник: Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., "Университетская книга", 1997 г. cтр. 309

Oбъяснение афоризма:

Выражение Вильгельма Райха касается глубокой проблемы человеческой природы и общественной жизни в контексте теорий Дарвина о "борьбе за существование". Райх делает акцент на том, что, несмотря на природу борьбы, свойственную животному миру, у человека существуют социальные конструкции, которые порождают конфликты и жестокость. Он поднимает вопрос о том, насколько человеческая природа и поведение действительно "естественны".

Вот несколько ключевых моментов для понимания смысла этого выражения:

  1. Борьба за существование: Концепция Дарвина подчеркивает выживание наиболее приспособленных. Однако в животном мире это чаще всего относится к борьбе за ресурсы, а не к уничтожению себе подобных. В этом контексте Райх указывает на то, что войны между людьми - это социальные конструкции.

  2. Отсутствие войн в животном царстве: Райх подчеркивает, что животные, как правило, не ведут войны внутри своего вида, что указывает на отличия между человеком и животными. Он предполагает, что конфликтов можно избежать, если у людей есть возможность мирно сосуществовать.

  3. Влияние воспитания и общественной жизни: Райх считает, что тысячи лет социального воспитания привели людей к жестокости и агрессии. Он намекает на то, что поведение человека формируется не только биологическими факторами, но и социальными условиями. Это ведет к потере свободы и способности к сотрудничеству и мирному сосуществованию.

  4. Цивилизация и садизм: Райх связывает агрессию и садизм с "цивилизованным человеком", утверждая, что эти качества могут возникать как результат культурного и социальных факторов, а не естественного инстинкта.

Таким образом, Райх предлагает переосмыслить природу человеческой агрессии и конфликтов, рассматривая их как следствие воспитания и социальных условий, а не как неотъемлемую часть человеческой природы.