Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне неизвестно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестает быть органом тела, когда она отказывается ходить?
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 220
Oбъяснение афоризма:
Это выражение Эпиктета отражает его стоическую философию, которая подчеркивает важность понимания себя как части более широкого целого и принятия неизбежного.
Первую часть цитаты можно интерпретировать как размышление о индивидуальности: если мы рассматриваем себя как отдельные сущности, то логично ожидать от жизни здоровья, счастья или богатства. Это отражает обыкновенное человеческое стремление к личному благополучию.
Во второй части Эпиктет обращает внимание на взаимосвязь человека с обществом и природой. Он утверждает, что мы не можем полностью контролировать свою судьбу и здоровье, и иногда встречаемся с вызовами, которые учитывают не только наши интересы, но и интересы целого. Такая позиция подчеркивает смирение и принятие событий, которые могут происходить вне нашего контроля.
Основная идея заключается в том, что жалоба на собственные страдания — это отказ от активной жизни в соответствии с природой человека, который является частью общества и сталкивается с более широкими процессами и судьбами. Эпиктет призывает нас к принятию неизбежного и осознанию нашей роли в большом замысле, где индивидуальные страдания могут иметь смысл в контексте общего блага или универсального порядка. Это приводит к более глубокому пониманию человеческой природы и существования в целом, что является ключевым моментом стоицизма.