Более чем верно, что любовь к свободе часто есть лицемерие и имеет своих тартюфов. Их легко узнать по их ненависти к просвещению и философии, по их умению льстить предрассудкам и страстям народа.

Неизвестный автор

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 471

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение затрагивает важные аспекты человеческой природы и социальной жизни, в частности, лицемерие, которое может скрываться за высокими идеями, такими как любовь к свободе. Автор подчеркивает, что иногда люди маскируют свои истинные намерения, используя глагол "любовь к свободе" как предлог для оправдания своих действий.

  1. Лицемерие: В данном контексте речь идет о том, что некоторые люди могут публично провозглашать любовь к свободе, однако в своих действиях они не поддерживают эту идею. Это двойственность может проявляться в том, что они фактически сопротивляются просвещению и критическому мышлению, что, в свою очередь, противоречит самой сущности свободы.

  2. Символ тартюфа: Упоминание тартюфов (персонажей Мольера, которые представляют собой лицемеров и обманщиков) намекает на то, что такие люди могут быть опасными и манипулятивными, скрывающими свои истинные мотивы. Эти «тартюфы» способны ловко подстраиваться под общественные предпочтения и настроения, тем самым оставаясь в тени.

  3. Ненависть к просвещению: Связь между ненавистью к просвещению и лицемерной любовью к свободе также говорит о том, что развитие критического мышления и самосознания может угрожать интересам тех, кто предпочитает оставаться в рамках традиционных взглядов и предрассудков. Такие люди могут использовать свою публичную позицию, чтобы не допустить изменений, которые могут подорвать их влияние и власть.

Таким образом, выражение призывает к критическому анализу истинных мотивов и поведения людей, которые утверждают свою любовь к свободе, но на практике могут действовать иначе, поддерживая предрассудки и невежество.