Люди никогда не могут быть свободны, если не воспитаны для свободы. И это не есть то воспитание, которое может быть приобретено в школах или заимствовано из книг, но то, которое является результатом самодисциплины, самоуважения и самоуправления.

Г. Бокль

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 466

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Генри Томаса Бокля поднимает важный вопрос о свободе и воспитании. В нем утверждается, что настоящая свобода человека не может возникнуть только благодаря формальному образованию или знанию, полученному из книг. Вместо этого, свобода требует внутреннего роста, который включает в себя самодисциплину, самоуважение и самоуправление.

  1. Самодисциплина: Это качество позволяет людям контролировать свои импульсы и желания, принимать взвешенные решения и не поддаваться наугад. Без самодисциплины свобода может обернуться хаосом, так как индивид может стать жертвой своих собственных слабостей.

  2. Самоуважение: Это осознание собственной ценности и значимости. Люди, которые уважают себя, скорее всего, будут принимать решения, исходя из своих настоящих интересов и убеждений, а не под давлением внешних обстоятельств или мнений других.

  3. Самоуправление: Это способность управлять своей жизнью, ставить цели и достигать их. Люди, обладающие этой способностью, прекрасно ориентируются в своих возможностях и ограничениях, что позволяет им использовать свою свободу с умом.

Таким образом, Бокль подчеркивает, что свобода — это не только отсутствие ограничений, но и наличие внутренней силы и готовности нести ответственность за свои действия. Воспитание для свободы, о котором говорит автор, связано с духовным и моральным развитием личности, что является более глубоким и серьезным процессом, чем просто изучение фактов или теорий. Эта идея намекает на необходимость философского саморазмышления и активной практики самосовершенствования для достижения истинной свободы.