Красноречие, остроумие и немногословие
Найдено цитат по теме: 286
Искусство красноречия состоит в том, чтобы побудить людей к тому, чего они не хотят, отвратить от того, к чему они стремятся, и при этом создать у них уверенность, что они действуют по собственной воле.
Верные слова не изящны.
Метафора — это отличительный признак гения, ибо способность образовать хорошую метафору есть способность распознать сходство.
Говорить умолчанием.
Красноречие — это свет, который придает блеск уму.
Что касается непосредственных плодов и популярности, то в этом отношении мудрость далеко уступает красноречию.
Тупость дураков всегда служит точильным камнем для остроумия.
Сталкиваясь с многозначностью слова, ум теряет силу и начинает походить на птицу в силке, которая, чем больше старается вырваться, тем больше запутывается.
Чем красота является для глаз, а благозвучие — для ушей, тем для ума является остроумие.
Иные пользуются шуткой как удобной лазейкой, ибо к неким вещам надлежит относиться шутливо, даже если кто-то принимает их всерьез. Подобное спокойствие духа — приманка для сердец.
Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.
Ораторы в одном отношении похожи на военных: они идут на больший риск, чем люди других профессий, зато быстрее возвышаются.
Единственный способ спасти человеческое здравомыслие и сохранить разумность в мире — это дать свободу острому уму. Однако никогда не будет свободен острый ум там, где отнята свобода для насмешки.
Нашим мыслям в целом присущ такой темный и неясный язык, что самое трудное на свете — заставить их сказаться со всей отчетливостью.
Недостающую глубину мысли обычно компенсируют ее длиной.
Именно потуги на остроумие и убивают остроумие!
Книга, над которой зеваешь, не вредит никому.
Вообще всякий язык беден для писателей с живым воображением.
Не следует бояться ни повторения давно известной истины, если благодаря счастливому изложению удалось сделать ее более понятной, ни соединения ее с другой истиной, которая, проясняя первую, образует с нею новое звено доказательств. Изобретательность как раз и состоит в умении сопоставлять вещи и распознавать их связь: открытия древних авторов принадлежат не столько им, сколько тем, кто сделал эти открытия полезными.
Все, что мы говорим, должно быть истинным, но из этого не следует, что мы обязаны публично высказывать всякую истину.
Впечатление из десяти изречений, действующих на ум, легче изгладить, чем впечатление от одного, подействовавшего на сердце.
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.
Самые тихие слова суть именно те, которые приносят бурю. Мысли, приходящие как голубь, управляют миром.
Много говорить о себе — может также служить средством для того, чтобы скрывать себя.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов.
Красноречие следует предпочесть знанию.
У множества людей имеется целый словарь, освобождающий их от мысли: он состоит из слов, мало что выражающих, а потому приложимых к чему угодно. Это этикетки на пустых бутылках.
Красивые птицы поют хуже других. То же относится и к людям. В вычурном стиле не стоит искать глубокую мысль.
Французы могли бы быть очень красноречивы, если бы желание произвести эффект не убивало эффекта.
Как прекрасно и божественно искусство красноречия, которое вы сами обычно называете владыкой мира!
Я не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.
Источник красноречия — в сердце.
Недоброжелательство смертельно для красноречия...
Наиболее понятным в языке бывает не само слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которым произносится ряд слов, — короче сказать, музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью, то есть все то, что не может быть написано.
Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.
Простой речи, с первого взгляда, как будто легче всего подражать, между тем, первые опыты покажут, что нет ничего труднее.
Всегда сохраняй меру и в речи, и в молчании.
Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно.
Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего.
Оратор ведь должен иногда возноситься, подниматься, иногда бурлить, устремляться ввысь и часто подходить к стремнинам: к высотам и крутизнам примыкают обычно обрывы. Путь по равнине безопаснее, но незаметнее и бесславнее; бегущие падают чаще тех, кто ползает, но этим последним, хотя они и не падают, не достается никакой славы, а у тех она есть, хотя бы они и падали. Риск придает особенную цену как другим искусствам, так и красноречию.
Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.
Тратить красноречие на соболезнования, когда заведомо известно, что горе притворно, значит бесстыдно ломать комедию.
Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.
Недостаточно быть остроумным. Надо еще, чтобы хватило ума не переусердствовать в своем остроумии.
Остроты — соль беседы, но не пища.
Остротами и причудами следует пользоваться так же осторожно, как и всеми вещами, способными ржаветь.
Проявлять остроумие некстати — очень неостроумно.
Кто гонится за остротой, большей частью в состоянии поймать лишь глупость.
Много говорить и много сказать — это не есть одно и то же.
Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их обладает в значительной степени такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь. А у тех, кто читает речь, связаны глаза и руки, которые так помогают выразительности. Ничего удивительного, если внимание слушателей, ничем извне не плененное и ничем не подстрекаемое, ослабевает.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.
Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости.
Нет ничего презреннее, как записной говорун, который из своих слов делает то же, что шарлатан из своих лекарств.
Чужое остроумие быстро прискучивает.
Тот — истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.
Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше их.
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные.
Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, что в них была глубокая основательность.
Молчание — добродетель дураков.
Молчание — величайшее из человеческих страданий; святые никогда не молчали.
Больше пользы приносит речь, которая малыми долями прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет.
Когда употребляют старое слово, то часто оно идет к разуму по каналу, который прорыт еще азбукой; метафора же пролагает себе новый путь и часто пробивается по нему.
Философы, умеющие ценить изящную тонкость даже и тогда, когда они открыто философствуют, ведут свою речь, опираясь более на наглядную убедительность, чем на принудительную силу доказательств. Посмотри, как Платон в "Пире", рассуждая о последней цели, о высшем благе и вообще о божественном, не уподобляется борцу, натирающему руки песком, чтобы сделать охват более цепким и неотвратимым, а увлекает собеседников доходчивыми предположениями, примерами и мифами.
Пример есть самая красноречивая из всех проповедей.
То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают.
Чем выше культура, тем богаче язык. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений; без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.
Красноречие — дитя знаний.
Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней.
Поэтами рождаются, ораторами становятся.
Те, кто уверяет, что в голове много мыслей, но как выразить их не знает из-за отсутствия красноречия — не научились понимать самих себя.
Ясность языка — результат ясного мышления: ясная мысль неизбежно обусловливает ясную форму.
Говорите глазу, а не уху. Глаза самый чуткий орган, приводящий к чувству, мысли.
Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым.
В речи и в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько в его подборе слов.
Хорошие слова часто, подобно костылям, поддерживают слабеющие мысли...
Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.
Речь людей такова, какой была их жизнь.
Осла видать по ушам, медведя — по когтям, а дурака — по речам.
Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.
Горе в одинаковой мере может связать и развязать язык страдающего.
Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа.
Легкомысленный человек, не знающий истины, изъясняется абстрактно, высокомерно и неточно.
Люди, всегда красно говорящие, никогда не бывают красноречивы.
С чересчур громким голосом в глотке невозможно иметь тонкие мысли.
Банальность есть поношенная оригинальность; оригинальность есть первое представление, premiere, как говорят французы, банальности.
Болтливость часто причиняет больше зла, чем злость.
Меч и огонь менее разрушительны, чем болтливый язык.
Воздерживайся от слов о том, чего не знаешь, и от речей о том, о чем не спрошен. Не вступай на путь, на котором можешь заблудиться; лучше удерживаться от блужданий, чем потом мучиться страхами.
Когда у вас нет серьезных доводов для возражения, лучше ничего не говорите. Слабая защита лишь увеличивает силы противника, и молчание меньше вредит, чем неумелый ответ.
Хорошее выражение имеет почти такую же цену, как и хорошая мысль, ибо почти невозможно хорошо выражаться, не показывая при этом с выгодной стороны того, что здесь выражается.
У того, кто ясно, говорит, и душа ясная.
Когда сказать нечего, всегда говорят плохо.
Говорить туманно умеет всякий, говорить ясно — немногие.
Говорить кстати — лучше, нежели говорить красноречиво.
Кто много говорит, тот мало думает.