Бытие, вселенная, космос
Найдено цитат по теме: 564
Судьба и характер — это разные названия одного и того же явления.
Судьба неизбежнее, чем случайность. "Судьба заключена в характере", — эти слова родились отнюдь не зря.
То, что принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных человеком глупостей.
Что касается определенного призвания, которое представляется какой-то судьбой, то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять ее.
Нельзя уйти от своей судьбы, — другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих же собственных действий.
Человек — хозяин своей судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это может привести — человеку неизвестно.
Судьба сокрушает нас двояким образом: отказывая нам в наших желаниях и исполняя их.
Любит природа скрываться.
Когда кто-нибудь врачует сам себя, на такого человека похожа природа.
Все, что делается согласно природе, должно считаться хорошим.
— Бывают ли чудеса? — спросили Блаженного Августина. — Бывают, — ответил он. — Восход Солнца есть подлинное чудо.
Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что ей это свойственно.
Ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность.
Обычная уловка: создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы.
Поистине, если "чудом" мы называем власть над природою, то оно, чудо, всего более являет себя в бедствиях.
Ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы.
Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованиям она не изменила бы ни на йоту свои законы.
Природа имеет совершенства, поскольку она есть образ Бога, и недостатки, поскольку она есть только его образ.
Природа повторяет себя: зерно, посеянное в тучную землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, плодоносит; числа повторяют пространство, хотя так от него отличны.
Природа и боги сумасбродствуют не менее людей.
О тщеславный и самонадеянный человек! Сумей создать хотя бы того червяка, которого ты попираешь ногой и презираешь.
Вы говорите — природа. А что такое природа? Что это — некий смысл? Некое лицо? Есть ли у нее разум и разумение? Нет? Кто же тогда разумеет за нее, кто печется и заботится о ней? Никто, ни единая душа, но каждый — сам о себе.
Природа действует всегда медленно и, если можно так выразиться, бережно: ее действия никогда не бывают насильственны. Даже в своих продуктах она требует умеренности; поступает по правилам и соразмерно; если ее понуждают, она скоро истощается и всю оставшуюся силу употребляет на то, чтобы сохранить себя, совершенно теряя при этом свою продуктивную способность и творческую мощь.
Природа всегда сильнее принципов.
Природа напоминает женщину, любящую переодеваться, — ее разнообразные наряды, от которых ускользает то одна часть тела, то другая, дают надежду настойчивым поклонникам некогда узнать ее всю.
Человек несчастен лишь потому, что отрекся от природы. Его ум заражен предрассудками... Человек, на свое несчастье, захотел... быть метафизиком прежде, чем стать физиком.
Будем смотреть на природу как на колоссальную мастерскую.
Можно ли с той же уверенностью, как мы говорим: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир", сказать: "Дайте мне материю, и я покажу вам, как можно создать гусеницу"?
Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.
Посмотрите на лесную улитку: без всяких орудий для бегства, для обороны, для обмана, для укрывательства она представляет собою готовую добычу для всех желающих. Посмотрите, как рыба беспечно играет в еще открытой сети, как лень удерживает лягушку от бегства, которое могло бы ее спасти, как птица не замечает сокола, который кружит над нею, как волк из-за кустарника зорко высматривает овец. Все они, малозаботливые и осторожные, простодушно бродят среди опасностей, которые каждую минуту грозят их существованию. Таким образом, природа, без всякого раздумья не только отдавая свои невыразимо искусные организмы в добычу более сильным существам, но и предоставляя их произволу слепого случая, капризу всякого дурака, шаловливости всякого ребенка, — природа говорит этим, что гибель индивидуумов для нее безразлична, ей не вредит, не имеет для нее никакого значения, и что в указанных случаях беспомощности животных результат столь же ничтожен, как и его причина. Она весьма ясно выражает это, и она никогда не лжет, но только она не комментирует своих вещаний, а говорит скорее в лаконичном стиле оракула. И вот, если наша общая всемать так беспечно посылает своих детей навстречу тысяче грозящих опасностей, без всякого покрова и защиты, то это возможно лишь потому, что она знает, что если они падают, то падают только обратно в ее же лоно, где и находят свое спасение, так что это падение — простая шутка. С человеком она поступает не иначе, чем с животными; и на него, следовательно, тоже распространяется ее девиз: жизнь или смерть индивидуума для нее безразличны. Поэтому, в известном смысле, они должны быть безразличны и для нас, так как ведь мы сами — тоже природа. И действительно, если бы только наш взгляд проникал достаточно глубоко, мы согласились бы с природой и на смерть или жизнь смотрели бы так же равнодушно, как она.
Что нас так восхищает созерцание животных, это основывается на том, что нам приятно видеть перед собой собственную сущность, доведенную до такого упрощения.
Кровожадные наклонности по отношению к животным свидетельствуют о природной склонности к жестокости.
Умирает только хилое и слабое. Здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование.
Тот день, когда человек будет избавлен от необходимости убивать, чтобы жить, в тот день, когда исчезнет ужасное зрелище, которое представляют мясные лавки, — тот день будет отмечен как прогресс в развитии чувств.
Мы вынуждаем сознательные жертвы одного в пользу всех под страхом наказания; природа же добрее: она вынуждает их обещанием наград.
Нет ничего более трогательного, чем больное животное: оно переносит страдания с такой тихой и грустной покорностью.
Бойтесь Бога, не мучьте животных. Пользуйтесь ими, пока они служат охотно, и отпускайте их, когда они устали, и давайте вволю пищи и питья бессловесным.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
Тот, кто отрицает разум у высших животных, должно быть, сам имеет его немного.
Человек один убивает, уничтожает живых существ больше, нежели пожирают их все плотоядные животные, вместе взятые.
Земля есть торжественный дар, который природа сделала человеку; рождение каждого есть право на владение. Право это так же, естественно, как право ребенка на грудь своей матери.
Даже когда птица ходит, чувствуешь, что у нее есть крылья.
Мы нуждаемся в ласке и участии. Если нам не дают их люди, мы ищем их у природы, и последняя не отказывает нам в них. Солнечные лучи ласкают нас с той нежностью, на которую они способны, и сострадательный ветер осушает наши слезы.
Выживают не лучшие, а более ловкие. Разве история земного шара не показывает нам, что множество низших животных пережило существа более развитые и сложные по организации?
Вид моря производит всегда глубокое впечатление; оно — воплощение того бесконечного, которое непрестанно привлекает мысль и в котором она непрестанно теряется.
В жемчужине росы, повисшей на стебле, Узришь ты лик небес в величии их вечном, Как в синеве стихийной, в море бесконечном.
Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми.
Природа не знает никаких прав, ей известны только законы.
Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей.
Природа не знает никаких высших интересов, чем те, что касаются вида, ибо вид относится к индивиду, как бесконечное к конечному.
Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.
Природа — творец всех творцов.
Природа — единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания.
Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти.
Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них; люди действуют заодно с ней, даже когда хотят действовать против этих законов.
Вилами можешь природу ты гнать, она все же вернется.
Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна.
Природа — это вечная двуликость.
Во всем, над чем работает природа, она ничего не совершает поспешно.
Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
Истинное убежище, во всякое время открытое для всех страждущих нравственно, есть и будет природа.
В природе — мир истины: он чудесно привлекает нас, как приятная противоположность миру призраков и лжи, в котором мы обыкновенно вращаемся, сами его создавая.
От законов природы никуда не укроешься.
Природа — приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
Природа может все и все творит.
Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно.
Природа во всем действует постепенно, и больше тайно, чем открыто. Отношения и влияния везде глубже и проще, чем кажутся при своем разнообразии, простираются удивительно далеко и чреваты последствиями.
Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся.
Законы природы — суровые, неумолимые силы, не знающие ни морали, ни приспособления.
Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала — он ее переделывает.
Творение природы совершеннее творений искусства.
Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается сама собой.
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
Рыбы в море поступают, как люди на земле: большие поедают малых.
На свете все полно и дневного света, и темной ночи.
И если даже отнять у нас весь солнечный свет, то останется еще лунный свет и чудные звезды, и лампа в зимний вечер — столько еще прекрасного света на земле!
Сомнительно, чтобы наш мир был воплощением некоего смысла; тем более сомнительно, заметит скептик, чтобы в него был заложен двойной или тройной смысл. Я полагаю, что так оно и есть.
Маркиз де Шервиль, очень любивший животных, составил для одной из своих собак следующую эпитафию: "Здесь покоится единственный друг, который ни разу не укусил меня".
Изобретение можно усовершенствовать, сотворенное же может быть только предметом подражания.
Составляют ли тело и душа единый и однородный предмет, так же не следует доискиваться, как и того, одинаковы ли воск и вылепленная из него фигура.
Фантастическое составляет сущность действительности.
В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита.
Цветок, которого мы не срываем, — единственный, никогда не теряющий своей красоты и своего аромата.
В природе нет ничего, лишенного всякой ценности, и, если вы засмотритесь на лист, на травку, на крылышко бабочки, гнездо или ракушку, вы своей страстью обовьете маленькую вещицу, которая всегда заключает в себе великую истину.
Кто не любит природы, тот не любит и человека, — тот плохой гражданин.
Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности.
Вопрос не в том,одарены ли животные разумом, могут ли они мыслить, а в том, могут ли они страдать.
Страдание животных более возмутительно, чем страдание человека. В отношении последнего по крайней мере признано, что страдание есть зло и что тот, кто причиняет его, — преступник.
Когда животное бьют, глаза его приобретают человеческое выражение. Сколько же должен был выстрадать человек, прежде чем стал человеком.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
В доброе отношение людей к некоторым домашним животным закрадывается порой оттенок лести самим себе.
Либо жизнь имеет смысл и сохраняет его вне зависимости от того, длинна она или коротка, воспроизводит она себя или нет, либо жизнь бессмысленна, и в этом случае она не станет более осмысленной, даже если будет длиться долго и воспроизводить себя. Если бы жизнь бездетной женщины действительно была бессмысленной только потому, что у нее нет детей, это значило бы, что человечество живет только для детей и что единственным смыслом жизни человека является воспроизводство себе подобных. Но подобный взгляд на эту проблему лишь оттягивает ее решение. Ведь получается, что каждое поколение передает проблему следующему, так и не разрешив ее. Весь смысл жизни одного поколения состоит в том, чтобы вырастить другое. Но бессмысленно увековечивать нечто, само по себе лишенное смысла. Ведь если что-либо смысла не имеет, оно его не приобретет, даже будучи увековеченным. Огонь факела имеет смысл, даже если он угас; а вот проводить бесконечно длинную вселенскую эстафету, передавая из рук в руки негорящий факел, бессмысленно.
Убедить их (людей — ред) в искренности, в мучительности твоих страданий можно только своей смертью. Пока ты жив ты, так сказать, сомнительный случай, ты имеешь право лишь на скептическое отношение к себе. Вот если бы имелась уверенность, что можно будет самому насладиться зрелищем собственной смерти, то стоило бы труда доказать им то, чему они не желали верить, и удивить их. ...А может, это и хорошо, что мы ничего не увидим? Нам было бы слишком больно от их равнодушия. "Ты за это поплатишься!" — сказала одна девушка своему отцу, не позволившему ей выйти замуж за какого-то прилизанного хлыща. И покончила с собой. Но отец нисколько не поплатился. Он обожал рыбную ловлю со спинингом. Через три недели он уже поехал на рыбалку, "чтобы забыться", как он сказал. Отец верно рассчитал — он забыл покойную дочь
Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день.
Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве.
Главная трагедия в жизни — прекращение борьбы!
В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.
Когда Солон оплакивал сына, кто-то ему сказал: "Ведь это бесполезно!" — "Оттого и плачу, что бесполезно", — ответил Солон.
"Чем отличается жизнь от смерти?" — спросили Фалеса. "Ничем". — " Почему же ты тогда не умираешь?" — "Потому, — ответил он, — что нет никакой разницы".
Для людей счастливых смерть ничуть не тягостней, а даже блаженней, чем для других.