Поистине, если "чудом" мы называем власть над природою, то оно, чудо, всего более являет себя в бедствиях.

Ф. Бэкон

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 373

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Фрэнсиса Бэкона затрагивает важные философские и научные идеи, связанные с пониманием силы человека и его взаимодействием с природой. В данном контексте речь идет о «чуде», которое Бэкон ассоциирует с достижениями человеческой мысли и техники.

Когда Бэкон говорит о власти над природой, он подразумевает, что через науку и знания человечество получает возможность управлять и изменять окружающий мир. Это проявляется, например, в медицинских достижениях, технологиях и инженерии. Однако он указывает, что это "чудо" особенно проявляется в условиях бедствий. В этом контексте можно интерпретировать:

  1. Человеческая изобретательность: В условиях кризиса или катастроф элементы человеческой ingenuity (изобретательности) и научного прогресса становятся особенно заметными. Люди развивают новые решения для преодоления трудностей, например, создают новые технологии или применяют научные методы для решения экзистенциальных угроз.

  2. Уроки природы: Беды и катастрофы могут служить важными уроками для человечества. Они заставляют людей пересматривать свои подходы к природе и взаимодействию с ней. Это обращение к необходимости более уважительного и устойчивого отношения к природным ресурсам.

  3. Парадокс контроля: Эта фраза подчеркивает также парадокс: чем больше у нас есть власти над природой, тем больше мы сталкиваемся с результатами этого контроля, которые могут обернуться бедствиями (например, изменение климата, экологические катастрофы). В этом смысле чудо власти над природой также несет в себе ответственность и осознание последствий.

Таким образом, мысль Бэкона напоминает о том, что наука и технологии несут в себе как возможности, так и риски, которые становятся особенно очевидными в моменты кризиса.