Либо жизнь имеет смысл и сохраняет его вне зависимости от того, длинна она или коротка, воспроизводит она себя или нет, либо жизнь бессмысленна, и в этом случае она не станет более осмысленной, даже если будет длиться долго и воспроизводить себя. Если бы жизнь бездетной женщины действительно была бессмысленной только потому, что у нее нет детей, это значило бы, что человечество живет только для детей и что единственным смыслом жизни человека является воспроизводство себе подобных. Но подобный взгляд на эту проблему лишь оттягивает ее решение. Ведь получается, что каждое поколение передает проблему следующему, так и не разрешив ее. Весь смысл жизни одного поколения состоит в том, чтобы вырастить другое. Но бессмысленно увековечивать нечто, само по себе лишенное смысла. Ведь если что-либо смысла не имеет, оно его не приобретет, даже будучи увековеченным. Огонь факела имеет смысл, даже если он угас; а вот проводить бесконечно длинную вселенскую эстафету, передавая из рук в руки негорящий факел, бессмысленно.

В. Франкл

Источник: Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: "Прогресс", 1990 г. cтр. 195

Oбъяснение афоризма:

В этом фрагменте Виктор Франкл поднимает важнейшие вопросы о смысле жизни и его существовании, независимо от того, воспроизводит ли человек потомство или нет. Он отвергает идею о том, что единственным смыслом жизни является продолжение рода. Это утверждение ставит под сомнение важность личной жизни и достижений людей, не имеющих детей.

Ключевые моменты философской идеи Франкла можно обобщить следующим образом:

  1. Смысл жизни не зависит от длительности или способа продолжения. Франкл утверждает, что для жизни важен не срок её существования, а то, что она может воплотить в себе. То есть, любые достижения и переживания, которые человек может обрести, делают жизнь значимой.

  2. Критика воспроизводственного подхода. Идея о том, что смысл жизни заключается в передаче его следующему поколению, создает замкнутый цикл, который не решает вопрос о самом смысле. Это просто переносит проблему с одного поколения на другое, не давая ответа на вопрос о том, что именно делает жизнь значимой.

  3. Смысл как индивидуальное переживание. Франкл подчеркивает, что каждый человек находит смысл в своей жизни самостоятельно, и это может проявляться в различных формах: достижениях, увлечениях, любви и т. д. Успех в поиске смысла не обязательно связан с деторождением.

  4. Факел как метафора. На примере факела во фразе о затухании огня Франкл подчеркивает, что моменты смысла и значимости в жизни существуют, даже если они временные. Кроме того, смысл не исчезает с окончанием жизни или с умиранием.

Таким образом, Франкл предлагает переосмысление подхода к поиску смысла в жизни, подчеркивая, что он может быть найден в личных переживаниях и действиях, а не только в воспроизводстве.