Бытие, вселенная, космос
Найдено цитат по теме: 564
Числу же все подобно.
Все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, а потому полно скорби.
Никогда не может быть доказано, что несуществующее существует. Оберегайте свою мысль от этого пути исследования, ибо немыслимо ни познать, ни выразить небытие; оно — непостижимо.
В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, существуем и не существуем.
Ведь все подобно всему в каком-нибудь отношении.
Начала Вселенной — атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении.
Весьма вероятно наступление невероятного.
Уничтожение одного есть рождение другого.
Когда бы мир ни возник, он, во всяком случае, возник в весеннюю пору года. В самом деле, так как именно тогда все впервые начало давать ростки, цвести и оплодотворяться.
Самыми убедительными доводами, которые всегда надо иметь в виду, пусть будут следующие два: первое — это то, что вещи не затрагивают душу, они стоят вне ее, недвижно, а наши тягости происходят исключительно от нашего внутреннего представления. А второе — это то, что все видимое тобой так мгновенно меняется, что скоро его уже не будет. И скольких перемен ты и сам уже был свидетелем — постоянно думай об этом. Мир — изменение, жизнь — восприятие.
Солнечный свет един, хотя и дробится стенами, горами и бесчисленным множеством других предметов. Едина общая сущность, хотя она и раздроблена между бесчисленным множеством отдельных и своеобразных тел. Едина душа, хотя она и раздроблена между множеством существ и особых образований.
И связь всеобщую вещей Открыв, легко мы подытожим: Когда касаемся цветка, Звезду далекую тревожим!
Для причины необходимо одно — чтобы у нее было следствие.
Иные полагают, что в основе физических явлений лежат одно первичное начало и одна общая причина, но это не так: мне, а я — существо свободное, довольно дыхнуть на снег, чтобы изменить картину Вселенной. Какое забавное заблуждение — думать, будто природой управляет единый закон, в то время как Земля кишит мириадами крошечных деятелей, которые по своей прихоти сводят на нет его власть!
Все действительное разумно, все разумное действительно.
Действительность — это не только ручей, который струится у нас перед глазами, но и его первопричина, невидимый источник, скрытый глубоко под землей.
Дайте мне материю и движение, и я создам мир.
Мы не знаем материи, лишенной сил, и, наоборот, не знаем сил, которые не были бы связаны с материей.
Для диалектика свет — понятие, для эстета — образ, для мечтателя — сон, для исследователя — истина.
Все суета сует. Все тщета и ловля ветра.
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Род уходит и род приходит, а Земля остается навек.
Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под Солнцем.
Все — из праха, и все возвратится в прах.
Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно оформляются, высокое и низкое друг к другу склоняются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому мудрый человек предпочитает недеяние и осуществляет учение безмолвно.
Под небом все лишь временно бывает.
Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое — это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.
Нет неизменной сущности в этом мире. Все непрерывно пребывает в бесцельном беге. Блаженство — это покой, но во Вселенной нам нигде не найти его. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрешение и новое созидание, которое, в свою очередь, несется навстречу гибели.
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Все течет, все меняется.
Нельзя не то чтобы дважды войти в ту же самую реку, как это учит Гераклит, но этого нельзя сделать и один раз. Ни о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произношения утверждения.
В мире каждая вещь отрицает себя через другую вещь, составляющую ее противоположность. В мире каждая вещь утверждает себя через себя.
То, что происходило тысячу лет назад, непременно возвращается; таково древнее постоянство.
Любая вещь имеет два лица, и эти лица отнюдь не схожи одно с другим. Снаружи — как будто смерть, а загляни внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позором — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль.
В сильнейших ядах — лучшие целительные снадобья.
Все в мире повторяется.
Да, совершенства в этом мире нет, Во всем чистейшем есть нечистый след!
Полезно все, что кстати, а не в срок — Все блага превращаются в порок.
Чем небосвод прозрачней и ясней, Тем тучи кажутся на нем черней.
Золото добывают из руды. Яшму извлекают из камней. Не будь обманчивой видимости, было бы невозможно искать истину. Даже самое возвышенное нельзя отделить от обыденного.
Без противоположности ничто не обнаруживается; ни одно изображение не появляется в зеркале, если одна сторона зеркала не бывает темной. Таким образом, противоречие есть обнаружение равенства.
Любая величина, любая сила, любая власть относительны.
Сами по себе вещи не чисты, и не нечисты; я не могу усмотреть ни одного качества, присущего предмету, которое могло бы их делать такими. Грязь кажется нам грязной только потому, что оскорбляет наше зрение или какое-нибудь другое из наших чувств, но сама по себе она не грязнее ни золота, ни алмазов.
Когда-нибудь я, быть может, набреду на планету, где царит полная гармония, но пока что мне никто не указал, где такая планета находится.
И нет такого зла, которое не порождало бы добро.
Я думаю, что мир лучший, чем наш, был бы хуже нашего мира; из более удачного сочетания элементов получились бы и более значительные невыгоды... если бы движение небесных светил было более торжественным и величественным, то порождаемые ими метеоры были бы более грозными... большая проницательность вызвала бы новые открытия, а с другой стороны, прибавила бы новые заблуждения к старым...
Лезвие ножа образует рукоятка.
Мне стоит только выглянуть в окошко, чтобы в метлах, которыми подметают улицы, и в бегающих по улицам ребятишках увидеть символы вечно изнашивающейся и вечно обновляющейся жизни.
Северный полюс в магните не может быть без южного и южный не может быть без северного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом — южный. Точно так же и в электричестве положительное и отрицательное электричества не суть два различных, отдельно существующих флюида. Вообще в противоположности различное имеет, в качестве противостоящего себе, не только некое иное, но свое иное.
В глубине всякой пропасти можно найти тропинку, ведущую к самой высокой вершине.
И месяц светит, когда солнца нет.
Нет розы без шипов.
Слишком выжатый апельсин дает горьковатый сок.
Из разнообразия возникает совершенная гармония.
От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство, избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство избегнуть этой опасности — обучение плаванию.
О верная и плачевная картина жизни! Радость входит туда, откуда вышло горе; счастье располагается там, откуда бежало отчаяние.
Если бы все то, что блестит, было золото — золото стоило бы много дешевле.
Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.
Пастух — друг стада, волк же — враг; однако оба живут за его счет, и выходит, что для овечек друг или недруг — одно и то же; так-то сходятся крайности.
Все к лучшему! Ведь розы вырастают из шипов, и пчела, которая нас жалит, приносит сладкий мед.
Все в мире двойственно, как в духовной, так и в физической сферах. Зло занимает столь же важное место, что и добро, тьма не уступает свету. Тень и материя неразделимы.
Но все равно! — И радость и печаль, Расправя крылья, быстро мчатся в даль. Что день дает, другой умчит мгновенно, Одно непостоянство неизменно.
Все новое — это основательно забытое старое.
Часто во время пожара самые зловонные вещества зажигают костер. Горючий материал отвратителен, но самое пламя чисто.
Созревший плод падает от собственной тяжести.
Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а все в простоте стремится к сложности.
Все текуче, и нет ничего неподвижного в мире.
Каждый сучок сосны может стать топорищем для топора, который срубит ее.
Облака прозрачные каплей не дарят; только тучи мрачные ниву оросят.
Приблизиться к цели — еще не значит достигнуть ее: не дойдя одного шага, можно встретить пропасть, которую не перейдешь.
Началом всего является беспредельное время.
Кто наилучший советник? — Время.
Все течет так же, как вода. Время бежит не останавливаясь.
Самая дорогая трата — это время.
Время — это расстояние движения.
Что б ни таила земля, на свет все выведет время, Что б ни блестело под солнцем, сокроет.
Мир — не что иное, как постоянное колебание... Сама устойчивость есть не что иное, как более медленное колебание.
Время есть величайший из новаторов.
Мы видим жизни постепенный ход, И это сходство будущего с прошлым С успехом позволяет говорить О вероятье будущих событий. Их и в помине нет еще пока, Но семена и корни их в наличье.
Продолжительность времени зависит от нашего настроения. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, когда душа не в беспокойстве, один день равен тысяче веков, а когда помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир.
Вечность — это как бы река явлений и стремительно несущийся поток. Только что успело показаться одно, и оно уже уплыло, как проносится другое и торопится подплыть третье.
Время представляется мне необъятным океаном, поглотившим многих великих писателей, причинившим аварии иным, а некоторых разбившим вдребезги.
Время есть величайшая иллюзия. Оно есть только внутренняя призма, через которую мы разлагаем бытие и жизнь; образ, под которым мы постепенно видим то, что вневременно, в идее.
Великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с ним на всяком пути, хитрый старается порядком использовать его, глупый становится ему поперек дороги.
Время неподвижно, как берег: нам кажется, что оно бежит, а, напротив, проходим мы.
Из всех вещей время менее всего принадлежит нам, и более всего нам недостает его.
Время довольно длинно для тех, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.
Терять время — это постепенно совершать самоубийство.
Берегите время: это — ткань, из которой сделана жизнь.
"Время проходит!" привыкли вы говорить вследствие установившегося неверного понятия. Время вечно: проходите вы!
Время — корабль, никогда не бросающий якоря.
День долог для того, кто умеет жить.
Нет возврата на жизненном пути. Ломкий мост времени, по которому мы проходим, погружается в вечность с каждым нашим шагом.
Тысячелетие, в сравнении с вечностью, более короткий период, чем мгновение ока, в сравнении с движением самого медленного небесного тела, вращающегося в бесконечном пространстве.
На бога надейся, да и сам не плошай.
Предай Господу дела свои, и предприятия твои свершатся.
Кто роет яму, тот упадет в нее; и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.
Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.
Всему свой час, и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать... время разрушать и время строить... время разбрасывать камни и время складывать камни... время молчать и время говорить.