Знание, учение и понимание
Найдено цитат по теме: 324
Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний.
Один великий гений формируется другим не столько за счет подражания, сколько в результате общения. Один алмаз шлифует другой.
Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка.
Ученый дурак — этот тот, кто прочитал обо всем на свете и попросту запомнил прочитанное.
Жизнь наша стала бы прекрасна, если бы мы только увидели всю ее низость.
Чтобы правильно и хорошо сделать какое-нибудь дело, нужно уметь сделать его. Это понимает всякий. Так же точно для того, чтобы правильно и хорошо жить, нужно уметь и хотеть жить правильно и хорошо.
Заблуждение — еще не порок, одностороннее развитие — не преступление. Оно всегда есть прямое, неизбежное следствие тех обстоятельств, среди которых человеку суждено жить и развиваться.
Есть такие заблуждения, которых нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждение исчезнет само собою.
Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим.
Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом.
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы.
Знание можно сравнить с мистической лестницей, приснившейся библейскому патриарху.
Каждая отрасль наших знаний последовательно проходит через три различные теоретические стадии: теологическую, или фиктивную, метафизическую, или абстрактную, научную, или положительную.
Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.
Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет.
Я думаю, что мы столь же основательно можем надеяться видеть глазами других людей, как познавать посредством интеллекта других. Лишь поскольку мы сами взвешиваем и постигаем правду и истину, постольку мы обладаем реальным и верным знанием.
Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.
Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой мураве, усеянной лилиями: всегда человеку приходится взбираться по голым скалам.
Знание — сила, всезнание — слабость.
С глубокой мудростью всегда живет глубокое недовольство: кто увеличивает свое знание, тот увеличивает свое страдание.
Знание закона жизни гораздо важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.
Жажда знания, как и жажда богатства, усиливается по мере того, как мы все больше приобретает.
Чем более мы учимся, тем более убеждаемся, что все наши знания — недавнего происхождения и что еще больше знаний возникнет в ближайшем будущем.
Всякое знание исходит из наблюдения и опыта.
Люди, думающие, что все дело в знании, подобны тем бабочкам, которые летят на свечки — сами погибают и затемняют свет.
Скрывать знания — то же, что заставлять людей пить мутную гнилую воду и воображать, что только для некоторых здорова свежая вода.
Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее. Если бы всезнание было мыслимо без всемогущества, то это было бы самой страшной адской мукой.
Сила без знания — весьма опасное орудие.
Знание есть самое щедрое подаяние, какое только можно сделать.
Кто больше знает, тот больше страдает. Не есть ли древо науки — древо жизни?
Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезных.
Надо много учиться, чтобы понять, что знаешь мало.
Чем меньше знаешь, тем меньше сомневаешься; чем меньше открыл, тем меньше видишь, что остается открыть.
Бывают люди, полагающие, что они отлично знают птицу, если видели яйцо, из которого она вылупилась.
Как было бы похвально, если бы люди столько же упражняли свой мозг, сколько упражняют тело, и так же рьяно стремились к добродетели, как они стремятся к удовольствиям.
Самое главное — научить людей мыслить.
Голова, которая не может наполниться собственными мыслями, которая имеет много свободного места для причуд и выпадов других, не стоит того, чтобы ее чем-нибудь наполняли.
Мысль и чувство и сами по себе не лишены, конечно, высокого реального значения; поэтому простая забота о развитии в себе чувства и мысли есть уже деятельность законная и небесполезная.
Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое.
Многому я научился у своих наставников, еще больше у своих товарищей, но более всего у своих учеников.
Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных — наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой.
Помните, что неведение никогда ее делало зла, что только одно заблуждение пагубно и что заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что думают, что знают.
Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.
Жить ученый продолжает, хоть и мир сей покидает, а невежда мертв для света, хоть бы жил он многи лета.
Невежды большей частью бывают самыми решительными, потому что они не чувствуют и не замечают трудностей.
Мы предпочитаем скорее коснеть в невежестве, чем признаться в нем.
Есть моменты, когда невежество есть благо.
Есть три рода невежества: не знать ничего, знать дурно то, что знают все, и знать не то, что следовало бы знать. Невежество — ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.
Немало нужно знания, чтобы уметь скрыть перед другими свое незнание.
Образование — клад, труд — ключ к нему.
Образование для пролетария — что свобода для раба: последняя эмансипирует тело, первое — ум.
Образование создает разницу между людьми.
Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее.
То, что в прежние времена делалось с помощью наследственности, традиций, семейных и народных преданий, теперь может быть достигнуто только с помощью образования.
Образование едва ли не больше необходимо для дурака, чем для умного, так как оно способно временно прикрыть глупость.
Что человек выигрывает от односторонности, то теряет он в силе. Кто набрасывается на несколько предметов, тот оказывается слабее в каждом из них. Так сила и образование находятся постоянно в обратном отношении.
Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу.
Излишние познания повергают в нерешительность: слепой идет прямо перед собой.
Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост.
Я не встречал такого человека, у которого не было бы чему поучиться.
Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми.
Пример — все; это школа человечества, и люди ни в какой другой школе учиться не будут.
Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный тот, кто усвоил все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни.
Близорукий друг простого народа тот, кто хотел бы даровать ему вольности, способные сделать его всемогущим, и в то же время устранить его от образования, без которого власть должна стать проклятием и для народа, и для государства.
Удержать равновесие в человеке, поставить на надлежащее место силу и мягкость, кротость и грубость, суровость, — вот задача, которую каждый человек должен считать главной задачей своего образования.
Тебе неведома радость, если ты знаешь радости; тебе недостает полного света, когда ты разлагаешь его на отдельные лучи.
Долгие размышления обыкновенно показывают, что предмет, о котором идет речь, не вполне ясен, слишком поспешные действия — что его совсем не знают...
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Если бы римляне изучали все исключения из правил своей грамматики, то им не было бы времени покорить мир.
Я думаю, что очень многие люди, в силу той радости, которую испытывают, когда начинают понимать отвлеченную и темно изложенную систему, начинают думать, что эта система доказана.
Единственное лекарство против суеверия — это знание. Ничто другое не может вывести этого чумного пятна из человеческого ума. Без знания прокаженный остается немытым и раб неосвобожденным.
Суеверия, с которыми мы выросли, не теряют своей власти над нами даже и тогда, когда мы познали их. Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.
Дети боятся темноты, а мы нередко пугаемся света.
Умные люди учатся для того, чтобы знать; ничтожные — для того, чтобы их знали.
Высшие способности ума и глубокое изучение бесполезны, если не приводят человека к другим заключениям, чем те, которые выводятся обыкновенными способностями и без всякого изучения.
Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
Учение для ума — что ваяние для мраморной глыбы. Все великие качества, отличающие философа, оратора, государственного человека, часто таятся в простолюдине; образование может обнаружить их.
Плох тот ученик, который не превзошел учителя.
Хитрые люди презирают учение, простые преклоняются перед ним, мудрые пользуются им.
Учение было для меня наилучшим средством против всех неприятностей в жизни; не было такого горя, которого бы час чтения не рассеял.
Учение в молодости — резьба по камню, в старости — черчение на песке.
Ученость — единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.
Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, — людей, которые, чем больше читают, тем меньше знают.
С истинно учеными людьми происходит то же самое, что и с колосьями пшеницы: пока они пусты, они гордо и высоко поднимают голову; когда же наливаются и полнеют от зерен, то уничиженно никнут головой.
Учитель — это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна.
Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит.
Прежде всего следовало бы учиться тому, что необходимо, затем тому, что полезно, наконец тому, что служит для услады жизни. Поступать в обратном порядке — все равно, что начинать постройку здания с крыши.
Историю цивилизации можно выразить в пяти словах: чем больше знаешь, тем больше можешь.
Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применить.
Читать не размышляя все равно, что есть и не переваривать.
Если вы читаете какое-нибудь сочинение, то пусть это будет не ради того, чтобы оспорить автора или противоречить ему, не ради того, чтобы принять его мнение без расследования и поверить ему на слово или чтобы блеснуть в разговорах, но чтобы научиться мыслить, рассуждать, исследовать, взвешивать как то, что говорит автор, так и остальное.
Чем более читаете не размышляя, тем более уверяете, что много знаете, а чем более размышляете читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
С шестнадцати лет я не прочел ни одной книги: если бы я читал столько, сколько другие, то знал бы еще меньше их.
Было бы очень хорошо читать очень много, если бы только это не притупляло наших чувств и, в виду сильного желания все больше знать без собственных усилий, в конце концов не убивало в нас духа пытливости и критики.
Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать.
Люди так мало запоминают из того, что они читают, потому что они слишком мало думают сами.
Кто много читал, становится гордым и педантичным; кто много видел, берет кое-что от всех сословий и состояний, применяется ко всему и становится гражданином мира.
Читать — значит видеть через поверенного, изучать через посредство чужих способностей вместо того, чтобы делать это непосредственно и самостоятельно.