Знание, учение и понимание
Найдено цитат по теме: 324
После таких потрясений живой человек не остается по-старому. Душа его или становится еще религиознее, держится с отчаянным упорством за свои верования, находит в самой безнадежности утешение, и человек вновь зеленеет обожженный грозою, неся смерть в груди, — или он мужественно и скрепя сердце отдает последние упования, становится еще трезвее и не удерживает последние слабые листья, которые уносит резкий осенний ветер. Что лучше? Мудрено сказать. Одно ведет к блаженству безумия. Другое — к несчастью знания. Выбирайте сами. Одно чрезвычайно прочно, потому что отнимает все. Другое ничем не обеспечено, зато многое дает. Я избираю знание, и пусть оно лишит меня последних утешений, я пойду нравственным нищим по белому свету, но с корнем вон детские надежды, отроческие упованья! — Все их под суд неподкупного разума
Не ищи решений в этой книге — их нет в ней, их вообще нет у современного человека. То, что решено, то кончено, а грядущий переворот только что начинается.
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Много книг составлять — конца не будет, и много читать утомительно для плоти.
Упражнение — это все.
Что трудно? — Познать самого себя.
Поучай и учись лучшему.
Учиться следует на своих и чужих ошибках.
Не стыдись учиться и в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Тот, кто знает, не говорит; тот, кто говорит, не знает.
Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.
Не будь обезьяною никого, даже и самой природы. Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.
Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.
Никогда не советуйся с теми, у кого лоб гладок, — они никогда не размышляют.
Как-то к Будде пришел ученик, желавший чудес, — мол, "после чуда уверую". Будда печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул: "Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени Учения!" Но Будда показал ему на дверь и сказал: "Теперь ты Мне больше не нужен".
Малознающий человек стареет, как вол: у него разрастаются мускулы, знание же у него не растет.
Постепенно, мало-помалу, время от времени, мудрец должен стряхивать с себя грязь, как серебряных дел мастер — с серебра.
Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение.
Если кто увидит мудреца, указывающего недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище. Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким.
Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений.
Обладаю ли я знаниями? Нет. Но когда низкий человек спросит меня о чем-либо, то, даже если я не будут ничего знать, смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему.
— Ты считаешь меня многоученым? — спросил как-то Конфуций ученика. — А разве нет? — ответил тот. — Нет, — сказал Конфуций, — я лишь связываю все воедино.
Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учится, стоят ниже всех.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!
Коли мудрое что ищешь, размышляй о нем в ночи.
Не вслушивайся в бессмысленные речи.
Те, кто, слушая, не понимает, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение "присутствуя, они отсутствуют".
Если бы у слепого спросили, что такое зрение, то он ответил бы, что это слепота.
Многознание уму не учит.
Не давай веры ощущениям и размышляй.
Наука увеличивает разум.
Блажен, кто надежно владеет кладом божественных знаний.
Те, кто пренебрегает философией, занимаясь частными науками, похожи на женихов Пенелопы, которые, добиваясь ее, совокупляются с ее служанками.
Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, — это все равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку.
Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия и все прочее.
Я знаю, что я ничего не знаю.
Этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего дельного и нужного не знаем, но он, не зная, воображает, будто что-то знает, а я если уж не знаю, то и не воображаю.
Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество.
Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.
Не стремись все знать, чтобы не оказаться во всем невеждой.
Разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа.
Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.
На вопрос, какая наука самая необходимая, Антисфен ответил: "Наука забывать ненужное".
Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения.
На вопрос, почему он так суров с учениками, Антисфен ответил: "Врачи тоже суровы с больными".
Человеку, который хвастался обширными знаниями, Аристипп сказал: "От того, что человек очень много ест, он не становится здоровее, чем тот, который довольствуется только необходимым: точно так же и ученый — это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользою".
Без смешного нельзя познать серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным.
Полнейшее невежество вовсе не так страшно и не является самым великим злом; а вот многовеление и многознание, плохо направленные, составляют гораздо большее, чем это, наказание.
Человека, не сроднившегося с философией, ни хорошие способности, ни память с ней сроднить не смогут, ибо в чуждых для себя душах она не пускает корней.
На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, Диоген сказал: "Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда".
Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Для обладания добродетелями знание значит мало или вовсе ничего.
Когда человек умеет делать то, чему не учился, — это хорошее умение, когда человек знает то, о чем не думал, — это хорошее знание.
Человеколюбие, долг, правила поведения, знания вливаются в нас не извне, а всегда присущи нам.
Не поступай в услужение к славе, не становись сокровищницей замыслов, не давай делам власти над собой, не покоряйся знанию.
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
При овладении науками самое нежелательное — это самомнение, а самое надобное — это время.
Хорош тот человек, кто сам умеет умом пораскинуть.
Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания. Кто же бросает учиться — тот зверь.
В учении нет более удобного способа, чем личные встречи с учителем.
Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, — нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим.
Тот, кто лучше понимает, в чем подлинная сущность каждой вещи, кто точнее и быстрее способен и найти и объяснить ее принцип, тот по праву всегда считается и самым разумным и самым мудрым.
Желающим научиться препятствует авторитет тех, кто учит.
Ибо и глаза у нас также ученые.
Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Так теперь, пока молод, Сердцем ты чистым впитай и вверяйся мудрейшим. Запах, который впитал еще новый сосуд, сохранится Долгое время.
Не зазорно старцам признать, что пора позабыть, чему в детстве учились.
Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?
Если же вы не познаёте себя, тогда вы в бедности и вы — бедность.
Нельзя заниматься философией лишь на досуге. Для того чтобы посвятить себя этой науке, надо все оставить, потому что для нее всякого времени мало. Для философских занятий небольшая разница — прервешь ли ты их на время или прекратишь навсегда. Покинутая тобой философия после тебя не останется.
Философия учит делать, а не рассуждать. Она требует, чтобы каждый жил согласно ее закону, чтобы жизнь не расходилась с речью, она не терпит пестроты, расхождения в поведении.
Никому я рабски не подчинялся, никому не следую. Во многом я верю суждениям великих людей, кое же в чем я полагаюсь и на свое суждение.
Учиться надо смолоду, на старости же лет — наслаждаться знаниями.
Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить.
Обучая, учусь.
Важно не то, чтобы у тебя было много книг, а то, чтобы они были хорошими.
Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
От терпения опытность, от опытности надежда.
А все, что писано было прежде, написано нам в наставление...
Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать...
Кто причастен к политической деятельности, тому, пожалуй, небесполезно иногда прибегнуть к узде суеверия, чтобы направить на нужный путь суетную толпу или отвратить ее от чего-либо; для философии же такой ход мысли не только не приличествует, но и прямо противоречит ее обязанностям, если она, пообещав рассуждением научить нас доброму и полезному, обращается к богам как началу всех действий.
Есть люди, которые едва только послушают мудрых поучений, как уже сами начинают поучать других. Они делают то же самое, что и больной желудок, который тотчас извергает принятую пищу. Не подражай таким людям. Сначала хорошенько перевари в себе то, что ты услыхал, а не извергай прежде времени, иначе выйдет настоящая блевотина, которая не может служить никому пищей.
Не рассуждай с невеждами о правилах мудрости, но, если ты совершенно оные вразумел, покажи их в своих поступках.
Узнав о благотворном, сразу же приступай к овладению им, даже если это неприятно. Точно так ученый человек пьет горькое лекарство, чтобы выздороветь.
Узнавай добрых советчиков-учителей по тому, от чего они отреклись.
Когда я стремился к философии, я не наткнулся на какого-нибудь софиста, не сидел над сочинениями историков, не занимался разбором умозаключений и не предавался изучению небесных явлений.
Чем более парадоксальна и чудесна загадка, тем, следовательно, скорее свидетельствует она о необходимости верить не тому, что в ней сказано, а тому, что в ней скрыто...
Лучше всего Бог познается через незнание.
Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина обитает во внутреннем человеке; а если ты найдешь свою природу изменчивой, превзойди и свои пределы... Стремись туда, откуда возгорается самый свет разума.
Уразумей, чтобы уверовать.
Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь.
Тот, кто не научился у течения времени, Не научится уже ничему ни у какого наставника.
Знание есть то, что требует, дабы тот, в ком оно наличествует, познавал.
О том, что ты услышал, всем поведай, С упорством корни знания исследуй: Лишь ветви изучив на древе слов, Дойти ты не сумеешь до основ.
Не думай, как бы ни был ты велик, Что ты всего достиг и все постиг.
Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя.
Спор грамматика с кормчим. (Притча) Однажды на корабль грамматик сел ученый, И кормчего спросил сей муж самовлюбленный: "Читал ты синтаксис?" — "Нет", — кормчий отвечал. "Полжизни жил ты зря!" — ученый муж сказал. Обижен тяжело был кормчий тот достойный, Но только промолчал и вид хранил достойный. Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл, И кормчий бледного грамматика спросил: "Учился плавать ты?" Тот в трепете великом Сказал: "Нет, о мудрец совета, добрый ликом!" "Увы, ученый муж! — промолвил мореход. — Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет.