Знание, учение и понимание
Найдено цитат по теме: 324
Спросили Саади: "У кого ты учился благовоспитанности?" — "У неблаговоспитанных, — ответил он. — Я избегал делать то, что делают они".
Лучшее, чем может обладать человек, — это знание. Многие выражают сомнение, что лучше: знать или обладать, уметь или иметь, уверенно можно сказать, что разрешить это сомнение весьма просто. Ведь истинно то, что умение сохраняет имение, а имение не даст умения.
Тот, кому Бог дает победу над врагом, должен остерегаться делать то, что привело врага к поражению.
Истинное могущество нуждается в великих знаниях.
Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.
Невежество — мать высокомерия, а ученость рождает скромность.
Кто не умеет фехтовать, собьет с толку опытного фехтовальщика.
Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.
Нет стремления более мужественного, чем стремление к знанию.
Если можно быть ученым чужою ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.
Едва ли возможно и преклоняться перед авторами и превзойти их. Здесь перед нами подобие вод, которые не поднимаются выше того уровня, с какого они спустились.
Человеческий разум, предоставленный самому себе, не заслуживает доверия.
Знание — сила.
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.
Знание есть только путь к силе.
И если бы мы прочли каждое слово Платона и Аристотеля, то все же без уверенности в собственном суждении не сделали бы и шагу далее в философии; обогатились бы только наши исторические сведения, а не наше знание.
Существуют четыре способа достижения мудрости, или научного, истинного знания: 1) постижение самоочевидных истин; 2) чувственный опыт; 3) знание, получаемое из общения с другими людьми; 4) чтение хороших книг.
Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих.
Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.
Распространяясь только вширь, не выйдешь за пределы посредственности. Беда людей универсальных в том, что, желая познать все, они толком не знают ничего. Не будь чересчур разумным — лучше быть благоразумным. Больше знать, чем положено, значит выделяться утонченностью, а где тонко, там рвется, надежнее общепринятое.
Кто не видит суеты мира, тот суетен сам.
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Не будем отрицать всякое знание на том основании, что некоторые вещи непознаваемы.
Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.
Привычка к окружающим вещам уничтожает наше удивление, но не излечивает нашего невежества.
Невежество не есть аргумент.
Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!
Я потратил около 40 лет на паломничество в два-три уголка этого света, целью которого были поиски философского камня, именуемого истиной. Я советовался со всеми поклонниками античности; с Эпикуром и Августином, Платоном и Мальбраншем, но остался при своей бедности.
Если источник всякого воображения — богатая и развитая память, то память перегруженная для него губительна. Так, человек, набивший себе голову именами и датами, располагает не тем запасом, который необходим для создания образов. Воображение людей, занятых расчетами и каверзами, как правило, бесплодно.
Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Книга — это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола.
Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.
В слове "ученый" иногда заключена лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился.
Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию долбил И медицину изучил. Однако я при этом всем Был и остался дураком. В магистрах, докторах хожу И за нос десять лет вожу Учеников, как буквоед, Толкуя так и сяк предмет. Но знанья это дать не может, И этот вывод мне сердце гложет...
Среди малых действуя, мельчаешь. А среди больших и сам растешь.
Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Читать — значит думать чужой головой, вместо своей собственной.
Страдание есть самый скорый способ для постижения истины.
Прекрасная вещь — общение с мудрецом.
Из общения с сильным и близким по духу человеком никогда не выйдешь, не подвергшись его влиянию, не созрев в его лучах.
Учась чему-либо по книгам, движешься вперед медленно, слабо, безо всякого пыла; живое же слово и учит и упражняет. Если я веду беседу с человеком сильной души, смелым соперником, он нападает на меня со всех сторон, колет и справа и слева, его воображение разжигает мое. Дух соревнования, стремление к победе, боевой пыл увлекают меня вперед и возвышают над самим собой...
Есть люди, которые знают, есть люди, которые думают, что они знают. Однако в душе они верят, что относятся к числу первых.
Многие люди подобны яйцу: они слишком полны собой, чтобы вместить что-нибудь еще.
Есть люди, мнящие, что знают более других, а знают мало, почему позволяют себе противопоставлять свою мудрость не только людским советам, но и природе вещей; и от этого самомнения уже многое множество произошло бед.
Выбери того, чья жизнь и речь, и даже лицо, в котором отражается душа, тебе приятны; и пусть он всегда будет у тебя перед глазами либо как хранитель, либо как пример.
Если безумец будет общаться с мудрым человеком всю свою жизнь, он так же мало познает истину, как ложка познает вкус того, что она передает в рот.
Сократ встретил ученика своего, отдающего силы пашне, а к учению нерадивого, и сказал: "Берегись, друг, если одну лишь пашню хочешь возделывать, а душу пустынной оставишь и невозделанной".
Каждый человек, которого я встречаю, в каком-то отношении превосходит меня, и в этом смысле я могу у него поучиться.
Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров.
Не раскусишь ореха, о зерне не толкуй.
Наук не осилив, не лезь к мудрецу — Общаться с ослами ему не к лицу.
Ты юношу наставь, а старика почти, Виновного юнца со злобой не шерсти. Ты вспомни, что, когда был молод и удал, Такие же, как он, ошибки совершал. И юноше совет ты подавай, любя, Но старика учить спаси Господь тебя.
Лучше понять немного, чем понять неверно.
Понимать — значит духовно дотронуться, проникать — значит духовно овладеть.
Прежде всего поучай сам себя, тогда ты научишься чему-либо от других.
Не спрашивай старого, спрашивай бывалого.
Слушать стоит лишь того, чья речь подчинена мысли, а мысль — истине и добру.
Я выучился молчанию у речистого, терпимости — у нетерпимого и доброте — у недоброго, но, как ни странно, я не испытываю ни малейшей признательности к этим учителям.
Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.
Кто ничего не знает, тот должен во все верить.
Красноречие — дитя знаний.
Человек неученый, что топор неточеный.
Когда Диогена спросили, что тяжелее всего носить на земле, ответил: "Человека необразованного".
Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.
Невежество — мать подозрительности.
Подозрений у человек тем больше, чем меньше он знает.
Осуждают то, чего не понимают.
Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.
Дилетант принимает темное за грубое, дикое за мощное, неопределенное за бесконечное, бессмысленное за сверхчувственное.
Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.
Мудр — кто знает нужное, а не многое.
Бич человека — это воображаемое знание.
Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство...
Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.
Если учиться и не думать — запутаешься. Если думать и не учиться — впадешь в сомнения.
Невежество — мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а также грехов.
Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
Большое количество знаний, не будучи способными сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.
Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.
Обучать — значит вдвойне учиться.
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами.
Неразумного учить — в бездонную кадку воду лить.
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
Не будешь учиться — проживешь как мышь в погребе.
Век живи — век учись.
Учитесь у всех, не подражайте никому.
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Добрый человек добру и учит.
Мы слишком мало пользуемся мудростью стариков.
Почти все мнения, которые мы имеем, получили мы через авторитеты; мы верим, судим, действуем, живем и умираем, так сказать, на веру, в кредит.
Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих.
Кто хочет блаженства в этом мире, тот пусть займется торговлей, а кто хочет блаженства в том мире, тот пусть ищет воздержания и благочестия. Кто хочет блаженства в обоих мирах — пусть ищет его в учении и знании.
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании.
Верить и не знать — это еще что-нибудь значит для человека; но знать и не верить — это ровно ничего не значит.
Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть вглубь вопроса, то он, подобно пчеле, летает, высасывая мед, только по цветочным венчикам.
У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам.
Те, которых не коснулось благотворное влияние воспитания, могут таить в себе великие качества, но их ум тускл, как неотшлифованный алмаз.
Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.