Добродетели, пороки, черты характера
Найдено цитат по теме: 1941
Злорадство есть ничем не мотивированное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.
Злорадство есть не что иное, как бессильная жестокость, которая не будучи способна сама производить страдания, с удовольствием наблюдаемые ею у других, благодарит случай, производящий их вместо нее.
Любезности, которые оказывают нам нелюбимые люди, мы причисляем к их поступкам против нас.
Истинная любовь есть любовь к ближнему, равная для всех. Одинаково нужно заставить себя любить тех, которых мало любишь, и перестать слишком любить тех, которых сильно любишь.
Милосердие — это всесторонняя благожелательность.
Милосердие — это бесконечное прощение.
Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего, т. е. в его неосуждении и уважении к человеческому достоинству.
Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и дар духовный.
Хорошо исполненное милосердие начинается с самого себя.
Милосердие начинается у себя дома.
Истинное милосердие не ограничивается человеком.
Милость должна проистекать из безучастия, а быть щедрой. Если она прежде щедра, а потом обнаруживает безучастие, люди забудут добро, которое им сделали.
Милостыня состоит не в том, чтобы дать много или мало, а в том, чтобы дать не меньше, чем можешь.
Не тот подает милостыню, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя необходимого в пользу нуждающихся.
И от милостыни подавай другим милостыню.
Лучше дать мало от малого, чем много от многого.
Лучше стать жертвой неблагодарности, чем отказать в помощи несчастному.
Чтобы быть полезным людям, нужно ничем не пользоваться от них.
Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе. Я имею в виду не то, что получивший помощь охотно поможет. Я имею в виду то, что ценность всех добродетелей в них самих.
Не уставай получать пользу, принося ее.
Любовь к людям содержит и любовь к себе, ибо любовь к людям распространяется и на самого человека, любящего людей.
Любите, пожалуй, своего ближнего как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.
Скупость — это постоянная бедность из страха перед нищетой.
Скупость — это величайшее недоверие к обстоятельствам жизни, старание уберечься от прихотей судьбы чрезмерной осмотрительностью.
Скупость еще дальше от бережливости, чем даже расточительность.
Скупость благородна только в расходовании времени.
Сострадание есть воображение нашего будущего несчастья, порожденное чувством чужого несчастья.
Сострадание — это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас.
Сострадание выражается в том, что становишься несчастным из-за страдания других.
Если чувствуешь себя очень униженным, то остается только одно: утешить другого униженного и возвысить его.
Филантропия — это знание того, как осчастливить человечество, и незнание того, как помочь ближнему.
В основе щедрости нередко лежит тщеславие, которое нам дороже всего из того, что мы дарим.
Тот, чья щедрость идет на пользу людям, бережлив в высоком и благородном смысле этого слова.
Настоящая щедрость по отношению к будущему заключается в том, чтобы все отдавать настоящему.
Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других.
Истинный эгоист согласен даже, чтобы другие были счастливы, если только он принесет им это счастье.
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.
Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.
Неудачей не кори — бойся себе того же.
Крез, воссев на трон в пышном наряде, спросил Солона, видел ли он что-нибудь прекраснее; а Солон ответил: "Видел — и петухов, и фазанов, и павлинов: их убранство дано им природою и прекрасней в тысячу раз".
Люди хвастаются, что могут делать чудеса, а не способны на самые простые вещи.
Те, на кого надеешься, могут погубить, а те, кем пренебрегаешь, — спасти.
Сластолюбие, зависть, доверчивость — губительные страсти.
Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже.
С кем приходится иметь дело, с теми будь сговорчив и учтив: ведь и собака, виляя, видит ласку, а кусаясь — палку.
Кто много обещает, тот не заслуживает доверия.
Мудрый человек, зная себя, себя не выставляет.
Делай великое, не обещая великого.
Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.
Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей!
"Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь?" — спросили у Конфуция. "Да, есть. Это — снисходительность".
Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен.
К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, Антисфен обратился так: "Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она хвастаться?" — "Красотою", — сказал тот. "И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная статуя".
Если я кого-нибудь из окружающих сделаю негодяем, то мне придется опасаться, как бы он не сделал мне зла.
Избегай неумеренности и в стремлении к славе, и в отклонении от нее.
Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.
Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет: так должно ценить и характер других.
Ничего нет неприличнее гордыни.
О добром имени Хрисипп и Диоген прямо говорили, что если оставить в стороне пользу, то ради него не стоит даже пальцем шевельнуть. И я от души к ним присоединяюсь.
Чему ты смеешься? Лишь имя Стоит тебе изменить, — не твоя ли история это?..
Горы томятся родами, и мышь смешная родится.
Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такою и вам будут мерить.
Зависть людей показывает, насколько чувствуют они себя несчастными; их постоянное внимание к чужому поведению — насколько они скучают.
Что может быть отвратительнее, что больше собирает на человеке гнев в день гнева и праведного суда Божия, как не радость чужой беде, когда человек уподобляется дьяволу?
Что с того, что высок происхождением, если дела не благородны? Если даже золотой кувшин наполнен вином, аскеты порицают его.
Не восхваляй себя и не унижай других. Неизвестно, под каким деревом твой скелет превратится в прах.
Тот, кто пустил в свою натуру ветер высокомерия, Поставил свою свечу на сквозняке.
Как говорится обыкновенно: клевещи, клевещи смело, от клеветы всегда что-нибудь останется. Так можно сказать и о хвастовстве; верь мне, хвастайся смело, от хвастовства всегда что-нибудь останется.
Муравей сам по себе — существо мудрое, но в саду или огороде он вреден. Точно так же люди, чрезмерно самолюбивые, вредят обществу. Избери разумную середину между себялюбием и общественным долгом...
Богатство чувств чуждается прикрас, Лишь внутренняя бедность многословна.
Если у тебя есть достоинства, не обнажай недостатки других людей.
Я буду нести свою ношу и не стану жаловаться на зависть, а лучше отомщу завистникам, идя дальше в избранном мной направлении.
Зависть находит себе оправдание, если только злоба относится к распределению благ, а не к тем, которые ими обладают или их распределяют.
Те, у кого есть сознание и чувство собственного достоинства, не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее. Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они в свою очередь превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с доброй волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого человека.
Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает. что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
Как мы можем требовать, чтобы кто-то сохранил нашу тайну, если мы сами не можем ее сохранить? Себялюбие наше таково, что его не перещеголяет никакой льстец.
Чем умнее человек, тем больше своеобычности он находит во всяком, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо.
Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими.
Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом завладел другой человек, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас.
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Педантизм и ханжество — это такие жернова, которые способны утопить любую книгу, несущую на себе хотя бы малую толику их мертвого веса. Дух педанта не отвечает требованиям века, — мир хочет, чтобы его учили, но не хочет, чтобы его опекали.
Мнительное себялюбие и низость — вечные спутники нашего страха.
Если ты хочешь, чтобы тебе всегда угождали, прислуживай себе сам.
Тщеславные люди — плохие дипломаты: они не умеют молчать.
Для того, чтобы стать ловким, нужно меньше усилий, чем для того, чтобы им казаться.
Тщеславие — свойство натур слабых непорочных, тогда как разумное самолюбие присуще людям вполне порядочным.
Прежде чем осудить, надо всегда подумать, нельзя ли найти извинение.
Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное. Не надо поэтому удивляться, если зависть быстро переходит в ненависть.
Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется, что оно есть.
Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других, с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому.
Аффектирование какого-либо качества, хвастовство им — это признание самому себе, что не обладаешь им. Хвастается ли человек храбростью, ученостью, умом, богатством, успехом у женщин, остроумием, знатностью рождения или еще чем-нибудь, — все это свидетельствует, что именно этого-то ему и не хватает: кто действительно обладает каким-либо достоинством, тому и в голову не прилет выказывать его — он совершенно спокоен на этот счет. Именно таков смысл испанской пословицы: "Раз подкова бренчит, значит, в ней не хватает гвоздя".
Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая — от споров и ссор.
Благородство состоит из добродушия и избытка доверия.
Раб имеет одного господина, а честолюбец имеет их столько, сколько есть людей, полезных для его возвышения.
Иной раз вы видите людей, которые здороваются еле заметным кивком головы, всем наступают на ноги и ходят выпятив грудь, словно женщины. Вопрос они задают, не глядя на собеседника; говорят громко показывая, что считают себя выше присутствующих. Стоит им остановиться, как их окружают; они разглагольствуют и задают тон беседе, сохраняя все ту же смешную позу напускного величия, пока не появится кто-нибудь из вельмож, в чьем присутствии они сразу притихают и возвращаются к естественному своему состоянию, которое куда больше им к лицу.
Вот завистник — не следует желать ему детей: он стал бы им завидовать в том, что не может уже сам быть ребенком.
Многие каждый шиллинг в чужом кармане воспринимают как личное оскорбление.
Есть люди с таким болезненным самолюбием, что считают унижением для себя даже то, что их обошла эпидемия.
Есть люди, которые сделают что-нибудь порядочное — и самодовольно рассказывают об этом всему миру. И таким образом бывают приятно заняты на целую жизнь.
Люди, которые не способны внушить миру сознание своих заслуг, стараются возбудить против себя сильную вражду. Тогда они могут утешаться мыслью, что эта вражда препятствует признанию их заслуг — и что то же будут предполагать и другие; а это весьма выгодно для их репутации.