Иной раз вы видите людей, которые здороваются еле заметным кивком головы, всем наступают на ноги и ходят выпятив грудь, словно женщины. Вопрос они задают, не глядя на собеседника; говорят громко показывая, что считают себя выше присутствующих. Стоит им остановиться, как их окружают; они разглагольствуют и задают тон беседе, сохраняя все ту же смешную позу напускного величия, пока не появится кто-нибудь из вельмож, в чьем присутствии они сразу притихают и возвращаются к естественному своему состоянию, которое куда больше им к лицу.

Ж. Лабрюйер

Источник: Живое общение. Мудрость тысячелетий, Составитель А.Е. Мачехин, М.: "Книга лтд" 1995 г. cтр. 52

Oбъяснение афоризма:

Это цитата из работы французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера, в которой он поднимает вопросы о поведении людей и социальных отношениях. В данном фрагменте Лабрюйер описывает тип людей, которые проявляют высокомерие и заносчивость, но лишь до тех пор, пока не появляются более влиятельные или авторитетные личности.

Смысл этого выражения можно разобрать на нескольких уровнях:

  1. Социальные маски: Лабрюйер показывает, что люди иногда играют роли, которые не соответствуют их истинной природе. Они выпячивают свою важность и доминирующее положение, но это поведение оказывается поверхностным и несоответствующим им самим.

  2. Фальшивое величие: Автор иронично указывает на то, что такое поведение является ненастоящим. Люди, которые ведут себя высокомерно, часто делают это для того, чтобы создать впечатление значимости и власти, но их истинная сущность проявляется, когда приходит кто-то на более высоком социальном уровне.

  3. Сравнение с вельможами: Когда появляются «вельможи», эти высокомерные люди мгновенно теряют свою уверенность и возвращаются к более естественному состоянию. Это иллюстрирует, как социальный статус и окружающая среда влияют на поведение людей. В присутствии настоящей власти они понимают свои ограничения и становятся более скромными.

  4. Критика общества: Лабрюйер отражает свои наблюдения о людях и обществе в целом, критикуя неискренность и лицемерие, присущее человеческим отношениям. Это также подразумевает, что подлинная ценность человека не заключается в его статусе, а в его истинной природе и взаимодействии с другими.

Таким образом, выражение отражает критику лицемерия в социальных взаимодействиях и напоминает о том, что истинная ценность человека не определяется внешним состоянием, а его внутренним содержанием.