Общество, культура и цивилизация
Найдено цитат по теме: 2273
Война есть не только сражение или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения.
Странно представить, чтобы война, самое дикое, что только есть, была страстью наиболее героических душ.
Надо жить в мире — таков первый естественный закон человека.
Подобно тому как самым большим физическим злом является смерть, так самым большим моральным злом является, конечно, война.
Побуждения, лежащие в основе самых крупных событий этого мира, в глазах разума кажутся ничтожными! Споры о морали, ребяческие побуждения, раздоры, плохое настроение министра такого-то или госпожи такой-то, наглость посла, грубость пирата, неправильно понятое слово — этого достаточно, чтобы разжечь в стране огонь войны!
Даже самые счастливые войны отнюдь не приводят к миру.
Для того чтобы дух спекуляции не поглотил самого государства, есть только одно средство — война и опять война. В момент всеобщего возбуждения войною человеческий ум ясно понимает, что государство создано не для того, чтобы оберегать эгоистичных людей от демона войны, а совсем наоборот; любовь к родине и преданность королю помогают войне вызывать в людях нравственный подъем, служащий знаменем гораздо более высокой судьбы.
Не существует такой вещи, как война. Если война начинается, это происходит из-за недостатка человеческой мудрости.
Военная власть похожа на огонь: вблизи она жжет, издали согревает.
Военное искусство не требует сложных маневров — всегда предпочтительнее самые простые. Надо главным образом обладать здравым смыслом.
Преступное само по себе начинание — это стремиться толкнуть на войну две великие нации, которые питают серьезное желание жить в мире, которые не имеют никаких существенных интересов, разделяющих их.
Война есть процесс, который разоряет тех, кто выигрывает его.
Война будет длиться до тех пор, пока люди будут иметь глупость удивляться и помогать тем, которые убивают их тысячами.
Хуже всего то, что война — неизбежный бич. Если хорошенько разобраться, все люди обожали бога Марса; однако Минерва у Гомера называет Марса неистовым, безумным, адским богом.
Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.
Война неизбежно истощает государственную казну, разве взятое у побежденных наполнило бы ее. Начиная с древних римлян, я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
Чем страшнее бич войны, охватывающий все бедствия и все преступления, тем сильнее должна быть наша благодарность к тем мужественным соотечественникам, которые погибли, чтобы дать нам счастливый мир.
Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему наследственному врагу — смерти.
На войне всякая идея человеколюбия — пагубное заблуждение, нелепость.
Та война справедлива, которая необходима, и то оружие благочестиво, на которое только и возлагается надежда.
Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
Война — хорошее дело, если броня ее отсвечивает надеждой.
Что касается войны, которая есть искусство уничтожать и убивать друг друга, губить и изводить наш собственный род, то те животные, которые не знают ее, не должны, кажется, особенно жалеть об этом.
Как только одно государство увеличивает число своих войск, другие увеличивают свои, так что от этого ничего не получается, кроме разорения.
Существует только два вида справедливых войн: когда люди сражаются, чтобы отразить нападение врага, или когда идут на помощь союзнику, находящемуся в опасности.
Война — всегда потеря, в которой нации должны рисковать только малыми ставками.
Неизбежные войны — всегда справедливые войны.
Война против чужеземного вторжения всегда имеет то преимущество, что прекращает внутренние раздоры и объединяет граждан против общего врага.
Вы говорите, что правое дело оправдывает и войну? А я вам говорю, что хорошая война оправдывает всякое дело.
Самый быстрый способ закончить войну — это потерпеть поражение.
Война существует между народами, как существует во всей природе и в сердце человека.
Война задерживает труд; в это время ничего не делают; люди питаются прежним трудом и с удовлетворением говорят, что они заботятся о спасении Отечества.
Война — суд над нациями: победа и поражение — его приговор.
Иногда начинают войну, потому что неприятель слишком силен, а иногда потому, что он слишком слаб; иногда наши соседи желают того, чем мы владеем, или владеют тем, чего нам недостает.
Война всегда была прямым средством для внешнего и косвенным средством для внутреннего объединения человечества. Разум запрещает бросать это оружие, пока оно нужно, но совесть обязывает стараться, чтобы оно перестало быть нужным.
Война — осуществление естественного права, которым сильнейший пользуется для господства над слабейшим.
Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, с других — слезы.
Пока война будет считаться греховной, она всегда будет иметь известную привлекательность; когда на нее станут смотреть, как на нечто вульгарное, она потеряет свою популярность.
Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых.
Каждый раз, когда вы увидите человека в галунах, знайте, что за ним кроется человек в рубище.
Маленькие дети дерутся за изображения предметов, которых они никогда не будут иметь, а большие дети — за географические карты стран, в которые они никогда не попадут.
Высушить одну слезу — больше доблести, чем пролить целое море крови.
Завоеватель — это отчаянный игрок, который берет миллион людей вместо карт и целый мир вместо зеленого сукна.
Каждый завоеватель — безумец, начинающий с разорения своих подданных для того, чтобы иметь удовольствие разорить чужих.
Большая империя, как и большой пирог, легче объедается с краев.
Кровь все проливают; она льется и всегда лилась на свете, как водопад, ее льют, как шампанское, и за нее венчают на Капитолии и называют потом благодетелями человечества.
Мир, купленный очень дорого, редко бывает продолжительным.
Всеобщий мир так же невозможен, как неподвижность океана.
Мир имеет свои не менее славные победы, чем война.
Покупать у врага мир, значит снабжать его средствами для новой войны.
Как бы ни было велико желание мира, никогда не следует жертвовать безопасностью и честью.
Миротворец — это тот, кто кормит крокодила в надежде, что будет съеден последним.
Если какое-либо государство не в состоянии защищать своего нейтралитета, то бесполезно говорить об этом нейтралитете.
Генерал-победитель в глазах публики непогрешим, тогда как генерал, потерпевший поражение, всегда будет виновен, как бы умно не вел он военные действия.
Победы всегда влекут за собою столько же бедствий для государства, сколько самые кровопролитные поражения.
Проклятие победам, одержанным не для защиты отечества и служащим лишь тщеславию победителя.
Не рост и мощь, а разум, Сулит в войне победу.
Побежденным мы оставим только слезы, чтобы было чем плакать.
Вернее побеждает тот, кто побеждает без кровопролития.
Солдаты — цифры, которыми разрешаются политические задачи.
Лучше спасти одного гражданина, нежели разбить тысячу неприятелей.
Нет такого камня, из-за которого не боролась бы человеческая ярость, нет такого куста, которого не орошали бы человеческие слезы, нет такого клочка земли, на котором не была бы пролита человеческая кровь.
Война — это путь обмана.
Война — это занавес, за которым люди и народы предаются таким порокам, которые мир не потерпел бы иначе.
Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, — убийство все же остается худшим грехом в мире.
Трагедия войны в том, что все лучшее, что есть в человеке, используется для совершения худших преступлений.
Мир — это свобода, основанная на признании прав всякого человека.
Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.
Мир есть целость, здравие души; потеря мира — потеря здравия душевного.
То зло, от которого люди думают защититься насилием, несравненно меньше того зла, которое они делают себе, защищаясь насилием.
Настоящая победа — когда сами враги признают себя побежденными.
В истории все импровизация, все воля, все ex tempore (немедленно, без подготовки — лат.), вперед ни пределов, ни маршрутов нет, есть условия, святое беспокойство, огонь жизни и вечный вызов бойцам пробовать силы, идти вдаль, куда хотят, куда только есть дорога, — а где ее нет, там ее сперва проложит гений.
Не во власти человека изменить или отменить действие социальных законов. Но в его власти совершать или не совершать те или иные поступки, т.е. влиять на формы проявления (реализации) этих законов. И с этой точки зрения эволюция человеческого общества есть в такой же мере продукт доброй воли людей, в какой она есть продукт принудительных социальных законов. Человек не есть мертвая частичка мертвой природы. Человек есть субъект истории, творец истории. Когда люди говорят, что не в их власти что-то изменить в обществе и направить общественное развитие в желаемом направлении, они правы лишь отчасти. И потому эта ссылка на неподвластность им исторического процесса с моральной точки зрения есть оправдание их пассивности, трусости или даже дурных намерении и желаний.
Трагедия большой истории состоит не в том, что какие-то плохие, корыстные и глупые люди толкают человечество в нежелательном направлении, а в том, что человечество вынуждается двигаться в этом направлении вопреки воле и желаниям хороших, бескорыстных и умных людей.
Если вы хотите увидеть картину будущего — представьте себе сапог, наступающий на человеческое лицо.
Хорошему миру нужны бесстрашный взгляд и свободный разум. Ему нужна надежда на будущее, а не бесконечные оглядки на прошлое, которое уже умерло и, мы уверены, будет далеко превзойдено тем будущим, которое может быть создано нашим разумом.
В карете прошлого далеко не уедешь.
Пустая бочка Диогена имеет также свой вес в истории человеческой.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.
У людей же неразумных и беспамятных все случившееся с ними уплывает вместе с течением времени, и, ничего не удержав ничего не накопив, вечно лишенные благ, но полные надежд, они смотрят в будущее, не замечая настоящего.
В этом мире благополучие настоящего и стремление к лучшему будущему противоречат друг другу.
Как бы ни кичились люди величием своих деяний, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а простой случайности.
Сфера истории выше сферы морали.
Если Спарта и Рим погибли, то какое государство может надеяться существовать вечно?
Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем отечестве, своей партии.
История представляет одни только бесконечные превратности: народы, которые попеременно то побеждают, то бывают побеждаемы, то притесняют, то бывают притесняемы, то грабят, то бывают ограблены.
История есть совокупность преступлений, безумств и несчастий, среди которых замечаются некоторые добродетели, некоторые счастливые времена, подобно тому, как среди дикой пустыни там и сям обнаруживаются человеческие поселения.
История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.
История — это роман событий, роман — это история чувств.
История — нечто большее, чем перечень преступлений, безумств и несчастий человечества.
История большей частью представляет собою зрелище постыдное для человечества.
Просматривая историю, мы невольно поражаемся незначительному количеству идей рядом с богатым разнообразием фактов. Одной какой-нибудь идеей живет целое столетие.
История человечества есть непрерывная борьба между идеями и интересами; на мгновение побеждают последние, надолго же — первые.
Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас, хотя бы в самой ничтожной доле, обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной.
Попасть в историю! Ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась. Частная известность уже есть острый нож для общества. Вы заставили о себе говорить два дня — страдайте же двадцать лет за это.
Подвергаться смерти для того, чтобы жить в истории, — это заплатить жизнью за каплю чернил.
Историю противопоставляют легенде. Я неоднократно констатировал, что та и другая одинаково лживы.
История — это роман, в который верят, роман же — история, в которую не верят.
История почти всегда приписывает отдельным личностям, а также правительствам больше комбинаций, чем у них на самом деле было.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя, как орудием для достижения своих целей.