Война — суд над нациями: победа и поражение — его приговор.

А. Ривароль

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 69

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение "Война — суд над нациями: победа и поражение — его приговор" Ривароля отражает глубокую философскую мысль о природе войны и её последствиях для народов и государств. В этом контексте можно выделить несколько ключевых аспектов.

  1. Война как средство разрешения конфликтов: Война рассматривается как способ разрешения спорных вопросов между нациями. В этом смысле она становится «судом», где нация, которая одерживает победу, получает возможность навязать свои условия проигравшей стороне.

  2. Моральный и этический аспект: Фраза подразумевает, что победа и поражение ни в коем случае не являются объективными оценками моральной правоты той или иной нации. Судьба наций определяется в ходе конфликта, а не их высокими моральными принципами или идеалами.

  3. Историческая перспектива: Поражение может служить наказанием за ошибки или недостатки нации, в то время как победа может быть воспринята как признание силы и правоты.

  4. Фатализм: Лейтмотив фразы указывает на неотвратимость последствий войны — независимо от замыслов и стремлений, каждая нация сталкивается с судом войны, который диктует свои правила и приговоры.

Таким образом, данное высказывание Ривароля побуждает нас задуматься о сложной динамике международных отношений, о том, что исторические события, такие как войны, определяют судьбу наций и навязывают им уроки, которые могут оказаться как жестокими, так и неожиданными.