Трагедия большой истории состоит не в том, что какие-то плохие, корыстные и глупые люди толкают человечество в нежелательном направлении, а в том, что человечество вынуждается двигаться в этом направлении вопреки воле и желаниям хороших, бескорыстных и умных людей.

А. Зиновьев

Источник: Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М.: Центрполиграф, 1995 г. cтр. 421

Oбъяснение афоризма:

В данном высказывании Александр Зиновьев поднимает глубокую философскую и социально-политическую проблему, связанную с историческим развитием человечества. Основная мысль заключается в том, что трагедия истории заключается не только в действиях злых и корыстных людей. Важнее то, что даже добрые и умные люди, которые стремятся к лучшему, могут оказаться бессильными перед мощными разрушительными forces или историческими процессами, которые ведут человечество в нежелательном направлении.

Это выражение подчеркивает несколько ключевых аспектов:

  1. Фатализм истории: Люди, стремящиеся к добру, часто не могут остановить или изменить ход истории, который движется в сторону зла или деградации, и это создает чувство безнадежности.

  2. Роль индивидуального действия: Даже при наличии добрых намерений и мудрости, индивидуальные действия могут оказаться неэффективными в глобальном масштабе. Это поднимает вопросы о роли личности в истории и о том, насколько он может повлиять на социальные и исторические процессы.

  3. Социальные структуры и механизмы: Зиновьев указывает на то, что существуют сложные социальные системы и механизмы, которые могут подавлять добро, даже если индивиды внутри этих систем хотят чего-то иного. Это может быть связано с устоявшимися традициями, политическими структурами, экономическими интересами и другими факторами.

  4. Парадокс морального выбора: Когда хорошее желание сталкивается с системой или обстоятельствами, которые способствуют плохому, возникает вопрос о моральной ответственности и выборе. Что делать добрым людям в таких условиях?

Таким образом, высказывание Зиновьева отражает пессимистичный взгляд на историю и на природу человеческого существования, поднимая важные вопросы о свободе воли, моральной ответственности и динамике исторического прогресса.