Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых.
Oбъяснение афоризма:
Данное выражение Фулье отражает глубокую философскую и социальную мысль о природе войны и ее последствиях. Рассмотрим его более подробно.
-
Контраст между "дикарями" и "цивилизованными" народами: Фулье начинает с различия между обществами, которые он называет «дикарями», и «цивилизованными» народами. В контексте этого высказывания он предполагает, что в менее развитых обществах войны могут служить естественным способом отбора — более сильные и способные индивиды выживают и, таким образом, способствуют прогрессу своего рода.
-
Пагубные последствия для цивилизованных народов: В противовес этому, для более развитых обществ войны часто приводят к сильно негативным последствиям. Отличительная черта цивилизации — это высокий уровень морального, культурного и социального развития. Война в таких обществах не борется с "ослаблением" или "неэффективностью", а, наоборот, ведет к взаимному уничтожению самых способных и стойких людей. Это приводит к утрате ценного человеческого капитала, который мог бы способствовать дальнейшему развитию общества.
-
Философский контекст: Выражение поднимает вопросы о том, что такое "прогресс" и как он может быть определен. Здесь можно провести параллели с идеями о "естественном отборе", развитыми Чарльзом Дарвином, и с философскими взглядами на морали и ценности человеческой жизни. Оно указывает на то, что некоторые изведенные в условиях конфликта учения о "выживании сильнейших" могут быть справедливы лишь в определенных условиях и совсем не применимы к сложным социальным системам.
Таким образом, высказывание Фулье поднимает важные вопросы о роли насилия в человеческой истории и о том, как война может по-разному восприниматься в разных культурных контекстах. В конечном счете, это выражение ставит под сомнение, действительно ли война является методом достижения прогресса в цивилизованных обществах или же она скорее подрывает их основы.