Общество, культура и цивилизация
Найдено цитат по теме: 2273
Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен.
Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык.
Слишком много пишут только плохие художники.
Художник рисует, по существу, глазом; его искусство — это искусство воспринимать окружающее в правильных пропорциях и во всей красоте.
Художник — это синтез теоретика и практика.
Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков.
Настоящий художник не заботится о будущем своего творения.
Настоящий художник — это "нечто" великое и очень человечное.
Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.
Художник должен присутствовать в своем произведении, как бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым.
Художник должен любить жизнь и показывать нам, как она прекрасна. Не будь его, мы усомнились бы в этом.
Художники вечно молоды.
Призвание художника — бросать свет в глубину человеческого сердца.
Подобно медицине, литература также имеет своих шарлатанов. Их можно разделить на два разряда: на имеющих знания, но лишенных таланта, и на обладающих плодовитостью, но без всякой глубины. Первые поставляют нам умствования из вторых рук, вторые — претендуют на новизну благоглупости.
Подлинный шедевр должен поддаваться повторению, чтобы художник мог удостовериться, что он не игрушка собственных нервов или случая.
Энтузиазм и только он позволяет чувствовать искусство; у кого его нет, тот бывает только справедливым и холодным.
Если говорят, что хорошее вино не требует этикетки, то хорошая пьеса точно так же не нуждается в эпилоге. Но если на бутылку с хорошим вином все-таки лепят красный ярлык, то и хорошая пьеса ничего не потеряет от хорошего эпилога.
Эскиз — продукт пыла, гения; картина же — произведение труда, терпения, долгой подготовки и законченной опытности в искусстве.
Искусство оказывает нравственное влияние не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, само служит путем к нравственности.
Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, оттого в чем они видят благо и в чем зло жизни.
Истинное искусство состоит в умении скрывать искусство.
Этика искусства состоит в совершенном применении несовершенных средств.
Лицо ставит себя целью. Общество — себя. Этого рода антиномии (нам часто приходилось говорить об них) составляют полюсы всего живого; они неразрешимы потому, что, собственно, их разрешение — безразличие смерти, равновесие покоя, а жизнь — только движение. Полной победой лица или общества история окончилась бы хищными людьми или мирно пасущимся стадом... Руссо, говорящий, что человек родился быть свободным, и Гёте, говорящий, что человек не может быть свободным,— оба правы и оба не правы.
Плохо человеку, когда он один. Горе одному; один не воин, — каждый дюжий ему господин, и даже слабые, если двое. А если в партию сгрудились малые, — сдайся, враг, замри и ляг! Партия — рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак.
Единственный способ объединить людей — это наслать на них чуму.
С психологической точки зрения индивидуализм и коллективизм не следует смешивать с эгоизмом, эгоцентризмом, альтруизмом, мизантропией, общительностью, замкнутостью и прочими качествами того же рода. Коллективист может быть эгоистом и эгоцентристом, ненавидеть людей, быть замкнутым. Индивидуалист может быть общительным, может любить людей, может избегать привлечения к себе внимания. Коллективист может быть шкурником, может предавать свой коллектив за свои мелкие выгоды. Он не обязательно ставит интересы коллектива выше своих личных. Индивидуалист может быть преданным коллективу, может жертвовать своими интересами ради коллектива. Дело тут совсем не в этом. Индивидуалист психологически самодостаточен. Он ощущает себя как целостную и суверенную личность. Он обладает некоей психологической оболочкой, охраняющей его психику от некоего растекания и предохраняющей ее от посторонних вторжений, — личностной оболочкой. Коллективист же ощущает себя личностью лишь в качестве частички более сложного целого — коллектива.
Теория борьбы за индивидуальность истинна, но именно стоя на точке зрения этой борьбы, я и объявляю, что буду бороться с грозящею поглотить меня высшею индивидуальностью. Мне дела нет до ее совершенства, я сам хочу совершенствоваться. Пусть она стремится побороть меня, я буду стремиться побороть ее. Чья возьмет — увидим.
Когда многие возьмутся за дело, не быть добру.
Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет служить себе и быка, и лошадь. Почему это происходит? Отвечаю: благодаря способности людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обладают этой способностью. Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обязанностей. Благодаря чему возможно это разделение? Отвечаю: благодаря чувству долга.
Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку.
Где единение, там и победа.
Вместе со всем народом и черный день кажется пасхой.
Если человек по природе своей общественное существо, то он стало быть только в обществе может развить свою истинную природу...
В общем котле варево гуще.
Единство духа, взглядов, воли, действия — только это и есть подлинное единство.
В согласном стаде и волк не страшен.
Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает.
Дружные сороки верблюда склюют.
За общим столом еда вкуснее.
Отдельный человек слаб, но общество в целом — сила.
Один — даже если очень важный — Не поднимет простое пятивершковое бревно, Тем более дом пятиэтажный.
Нет ничего ненавистнее большинства; дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли.
Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.
Что большинство? Большинство — безумие. Ум ведь лишь у меньшинства.
Сильной индивидуальности недосуг размениваться на пустые страхи — она не боится растерять себя, поддавшись влиянию. Более того, она нисколько не сомневается, что все влияния растворятся в ней без остатка, не разрушив, но лишь обогатив ее. У сильной индивидуальности завидный аппетит — она повсюду отыщет себе пропитание и все пойдет ей впрок.
Все мы нужны друг другу, и самый счастливый из нас нередко возлагает свои надежды и свои опасения на самого несчастного.
Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником.
При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются.
В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой.
Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Чем более людей бывает вместе, тем более они тщеславны, ибо обнаруживают желание отличиться даже в мелочах...
Высшая нравственность — это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность — это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого.
Единение возможно там, где один может представлять собой целое без другого, например, в отношениях между двумя друзьями, когда ни один не подчинен другому.
Единение людей совершается не стремлением к единению, а стремлением к истине.
Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше она стремится к единению со всем сущим.
Все мы готовы верить в других по той простой причине, что боимся за себя. В основе оптимизма лежит чистейший страх.
Твой труд живет и долго не умрет, А ты погиб, несчастлив и незнаем! И с дерева неведомого плод, Беспечные, беспечно мы вкушаем. Нам дела нет, кто возрастил его, Кто посвящал ему и труд и время, И о тебе не скажет ничего Своим потомкам сдержанное племя... И, с каждым днем окружена тесней, Затеряна давно твоя могила, И память благодарная друзей Дороги к ней не проторила... (памяти Белинского — ред.)
Трудности, доставляющие славу, переносятся с легкостью.
Жизнь коротка, но слава может быть вечной.
Кто поистине царь, тот царствует; над тем же, кто царь только по внешности, царствуют другие.
Обладать авторитетом диктатора и заставлять других на веру принимать за врожденный принцип все, что может служить целям учителя, — это немалая власть человека над человеком.
Когда боги являются людям, последние их обычно не узнают.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них опаснейшим врагом.
Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними.
Возьми себе в образец героя, наблюдай его, иди за ним вслед: поравняйся, обгони — слава тебе!
Чти тех, кто пытается совершить великое, даже если им это не удалось.
Если хочешь покоя, избегай популярности.
Только тогда человек может заставить людей сделать что-нибудь, когда он является как бы воплощением общей мысли, олицетворением той потребности, которая выработалась уже предшествующими событиями.
Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения, без твердости одного человека, который или вступал в борьбу с предрассудками толпы, или сам прививал их ей.
Несчастлива страна, у которой нет героев.
Нужен только герой между рабами, чтобы сделать их свободными людьми.
Герои, подобно произведениям искусства, кажутся более великими через пространство веков.
В жизни героев есть предел счастью и славе, на котором они должны остановиться; если они пойдут далее, то впадут в несчастье и презрение.
Как кометы обнаруживаются иногда при затмениях, так и герои нередко вызываются неожиданным бедствием.
Слава героев одной четвертью обязана отваге, двумя четвертями — счастью и, наконец, последней четвертью — преступлению.
Сколько героев не было бы героями, если б у них был здравый рассудок.
Когда пастух гневается на свое стадо, он дает ему в предводители слепого барана.
Как терпим мы покорнее и тише На людях зло и как, наоборот, Восстать готов на власть несчастья тот, Кому терпеть придется тяжесть горя Лишь одному!
Жизнь героев обогатила историю, а история разукрасила деяния героев; таким образом я не знаю, кто кому более обязан: те ли, которые писали историю, тем, которые доставили им столь благодарный материал, или эти великие люди своим историкам.
Одно слово, один жест — вот все красноречие полководца.
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его — или отстал от него.
Нередко величайшими представителями нации являются именно те, кого она осуждает на смерть.
Есть люди, которым во что бы то ни стало надо первенствовать: в театре, на троне, на эшафоте им всегда будет хорошо, если только они будут привлекать к себе внимание.
Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг.
Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
Армия без полководца — тело без души.
Почитание почти всегда кончается оскорблением того, кого почитают.
Бездарные люди — самые неистовые почитатели талантов.
Опыт показывает, что люди, которые выше всего стоят по уму и больше всех сделали для просвещения современников, редко считают себя руководителями прогресса. Нехорошо, когда те, что несут факелы, одновременно ищут дорогу.
Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе.
Власть над людьми приобретается лишь посредством служения им — это правило, не имеющее исключения.
Честь редко бывает там, где слава, и еще реже слава бывает там, где честь.
И какой выдающийся человек не бывает немножко шарлатан? Шарлатаны скромности, быть может, самые скверные, с их высокомерием, которое выдается за смирение! Тот, кто хочет действовать на толпу, нуждается в шарлатанской приправе.
Истинный авторитет есть нечто иное, как истина, изысканная силой разума.
Только бескорыстие рождает авторитет.
Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.
Героизм есть бесстрашие перед истиной и смертью.
Герой — тот, кто велик в малом.
Каждый, кто идет в жизни собственным путем, — герой.
Нужно быть настоящим героем, чтобы оставаться им и в глазах своего слуги.