Религия
Найдено цитат по теме: 82
Бог — ради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что они — это скот, и только!
Если быки, или львы, или кони имели бы руки Или руками могли рисовать и ваять, как и люди, Боги тогда б у коней с конями схожими были, А у быков непременно быков бы имели обличье; Словом, тогда походили бы боги на тех, кто их создал. Черными пишут богов и курносыми все эфиопы, Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы.
О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду; а причина тому: неясность вопроса и краткость человеческой жизни.
То, чем является для корабля рулевой, для колесницы — возничий, для песни — запевала, для войска — полководец и для государства — закон, это самое для мира есть Бог.
Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа.
Хотя существует еще много вещей, до сих пор недостаточно выясненных в философии, но самый трудный и неясный вопрос — это вопрос о природе богов, который наиболее хорош для познания души и необходим для руководства в религии. О нем столь различны и противоречивы мнения даже ученейших мужей, что это тем более служит аргументом в пользу того, что начало философии есть наука.
Не хлебом одним живет человек, но всяким словом Божиим.
Вера без дел мертва.
Иисус Христос в ответ на вопрос Понтия Пилата "Что есть истина?": "Я есмь путь и истина и жизнь".
Захочешь ли назвать Бога судьбой? Не ошибешься: ведь от Него все в мире зависит. Он причина всех причин... Назовешь ли Его природой? Не согрешишь против истины, ибо от Него все рождается. Его дыханием мы живем. Назовешь ли Его миром? Не обманешься: ведь Он и есть то целое, что ты видишь, совершенный во всех составляющих его частях, сам сохраняющий себя своей силой.
Бог — это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?
Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын Божий?
Лучше всего Бог познается через незнание.
Быть не может, чтобы вера христианская могла с таким авторитетом распространяться по всему миру, если бы она не была истинна.
Ведь желать дурного ближнему, быть может, наш недостаток, но возможность осуществления против невиновного того, что замышляет какой-нибудь злодей, должна выглядеть чудовищной в глазах Бога. И разве не справедливо вновь задать известный вопрос: "Если существует Бог, то откуда зло? И откуда добро, если Бога нет.
Там, где это возможно, соединяй веру с разумом.
Если науки учат тому, что сказано в Коране, то они излишни; если же они учат другому — они безбожны и преступны.
Прежде чем познать Бога, нужно познать себя.
Теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам.
Если душа предана одному Всевышнему, то она обретает спасение. Тот же, кто играет сразу на двух дудках, заслуживает быть битым.
Кто отрицает богов, отрицает благородство человеческого рода.
Лучше вовсе не иметь понятия о Боге, чем иметь о Нем понятие, недостойное Его.
Естественная причина религии — беспокойство о будущем.
Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религией, не допущенных — суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия.
Будем рассуждать теперь на основе природного рассудка. Если Бог есть. Он окончательно непостижим, так как, не имея ни частей, ни пределов. Он не имеет никакого соотношения с нами. Поэтому мы не способны познать ни что он есть, ни есть ли Он. Раз это так, кто осмелится взять на себя решение этого вопроса? Только не мы, не имеющие с Ним никакого соотношения.
Природа имеет совершенства, поскольку она есть образ Бога, и недостатки, поскольку она есть только его образ.
Из рассмотрения нашей собственной личности и того, что мы безошибочно находим в своем собственном строении, наш разум приводит нас к познанию той достоверной и очевидной истины, что есть вечное, всемогущее и всеведущее существо. Не важно, будут ли его называть "Богом", очевидно само бытие его.
Невозможность доказать, что Бога нет, убеждает меня в том, что Он существует.
Для того чтобы познать Бога, надо быть им самим.
Несомненно, в интересах общества, чтобы существовало некое божество, которое карает то, что не может быть пресечено человеческим правосудием.
Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без нее?
Понятие о Боге — это понятие о человеке, увеличенное до фантастических размеров...
Бог есть все, если мы стоим высоко; если мы стоим низко, он есть дополнение нашего убожества.
Мой взгляд состоит в том (причем это для меня один из важнейших пунктов), что религия, конечно, могла обманывать индивидов, но не народы и не поколения, и что философия до тех пор не завершена, по крайней мере в изложении своем, пока ей не удастся осуществить примирение и гармонию веры и знания.
Сомневаться в Боге — значит верить в него.
Отождествлять Бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.
Бог проявляется в лучших мыслях, в правде речи, в искренности поступка и духом своим дает благоденствие и вечность миру.
Человечество жаждет Бога, совершенного и несовершенного в то же время, — реального и идеального; оно любит идеал, но желает воплощения своего идеала: оно желает Бога-человека.
В себе носить тот должен Бога, кто найти его желает; в твореньях всех его узришь, в душе твоей он пребывает.
Не позолотчик создает божество, а поклонник.
Нечего подымать руки к небу, нечего умолять сторожа при храме подпустить нас к самому уху статуи бога, чтоб она нас лучше расслышала: божество близко к тебе, оно у тебя, оно внутри тебя.
Не столько в веру я верю, сколько в доброту, которая и без веры легко обходится и даже может являться продуктом сомнения.
Истинная вера человека направлена не на то, чтобы доставить ему покой, а чтобы дать ему силы на труд.
Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить.
Подобно тому, как вынужденная любовь вызывает только ненависть, точно так же и принужденная вера есть самое существенное безверие.
Та же духовная власть, что приносит несомненную пользу невежественному веку, является серьезным злом для более просвещенного века.
Везде, где воздвигают храм Богу, дьявол строит себе часовню — и самая многолюдная паства оказывается у него.
Идолов вырезывают и золотят для того, чтобы не краснеть от поклонения болвану.
Религий много, разум — один; тюрьмы замкнуты днем и ночью, но они всегда полны; храмы всегда открыты, но в них нет никого.
Современная религия есть вещь очень жалкая; собственно говоря, религии как господствующего начала, как центра духовного тяготения, нет совсем, а есть так называемая религиозность, как личное настроение, личный вкус.
Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга.
Религия, не покровительствуемая правительством, обыкновенно проявляет большую жизненность, чем покровительствуемая.
Религия и законы — пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги.
Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это логически оправданная религия.
Религия — это часть идеала в жизни человеческой.
Религия — не то, что религиозные мнения. Религия — одна, как солнце одно для земного шара; религиозные же мнения многочисленны, подобно лучам солнца.
Если бы на всем свете была лишь одна религия, она была бы надменна и самовластна без всякой удержи.
Что касается религии, то заботу о ней предоставьте самому верховному Существу. Тут мы все в потемках и подвержены всяческим заблуждениям. Кто из нас настолько высокомерен, чтобы утверждать, что его путь самый верный?
Какую религию я исповедую? Ни одной из всех тех, которые ты мне называешь. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души.
Постоянное движение религии вперед — в сближении ее с нравственностью. Если в богословии мнения изменяются, то убеждения людей относительно поведения неизменны.
Так много говорят о том, что христианство не предполагает ничего человеческого; нечто оно все же явно предполагает, а именно самолюбие.
Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом.
Истинное благочестие есть служение в духе, заключающееся в образе мыслей, направленном на соблюдение нравственных обязанностей как божественных заповедей.
Истинное благочестие всегда является источником душевного покоя, помогает терпеливо сносить жизнь и делает желанной смерть.
Нет благочестия там, где нет милосердия: не будучи милосердным и благотворительным, нельзя искренне почитать Бога.
Грех не есть непослушание или формальное нарушение воли Божией. Грех есть прежде всего испытание человека свободой.
Любовь к ближнему без любви к Богу — это любовь к тем, кто нас любит. Такая любовь быстро проходит и часто даже из любви делается враждою. Когда же любишь ближнего оттого, что любишь Бога, то любишь и тех, кто не любит нас.
Кто говорит: "Я люблю Бога", а ближнего своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?
Мера любви к Богу есть любовь без меры.
Любовь к Богу есть любовь сама к себе — любовь к любви. Любовь эта есть высшее благо. Такая любовь не допускает возможности нелюбви к какому бы то ни было существу.
Любить Бога — значит любить высшее добро, какое мы только можем себе представить.
Кто искренно любит Бога, тот не может не любить и ближнего, который есть образ Божий.
Пошлость мещанства можно победить только религиозным благородством.
Молитва — обращенная к богам просьба людей о благе.
Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру.
Религия есть только формула нравственности.
Нравственность — грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем благочестиво.
Смысл религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в душе человека.
Свободен человек, когда он создает Бога и благодаря этому становится бессмертным.
Кто истинно боится Бога, тот никого не боится; кто не боится Бога, тот всего должен бояться.
Подлинная человечность есть богоподобное в человеке. Человечен не человек, а Бог.