Человечество жаждет Бога, совершенного и несовершенного в то же время, — реального и идеального; оно любит идеал, но желает воплощения своего идеала: оно желает Бога-человека.
Oбъяснение афоризма:
Выражение Ренана можно понять как глубокое размышление о человеческой природе и отношении человека к Богу. Основная мысль здесь заключается в том, что человечество стремится найти идеал, который сочетал бы в себе божественное и человеческое.
-
Жажда Бога: Человечество испытывает потребность в высшем, абсолютном начале, способном дать смысл жизни. Эта жажда включает в себя стремление к идеалу — тому, что превосходит повседневное существование.
-
Совершенное и несовершенное: Ренан указывает на двойственную природу этой жажды. Люди ищут абсолютное совершенство, но при этом не могут игнорировать свою человеческую природу, полную несовершенств. Это создает внутреннее противоречие: с одной стороны, идеал — это нечто совершенно иное, чем человек; с другой — идеал должен быть понятным и близким, чтобы быть доступным для стремления.
-
Реальное и идеальное: В этом контексте выражение подчеркивает, что желание человечества не только в том, чтобы поклоняться чему-то божественному и недостижимому, но и в том, чтобы этот идеал был осязаем. То есть, человечество хочет видеть божественное проявления в реальной жизни, что делает идеал живым и актуальным.
-
Бог-человек: Концепция Бога-человека, как она представлена в христианстве, символизирует идеал, который соединяет два мира — божественный и человеческий. Это говорит о том, что человек в состоянии увидеть и ощутить божественное в самом себе.
Таким образом, Ренан выразил сложные и глубокие стремления человечества к идеалу: к чему-то, что было бы одновременно совершенным и доступным, идеальным и реальным. Это стремление к Богу, который может быть понятым и воспринятым, продолжает оставаться актуальным и сегодня.