Мой взгляд состоит в том (причем это для меня один из важнейших пунктов), что религия, конечно, могла обманывать индивидов, но не народы и не поколения, и что философия до тех пор не завершена, по крайней мере в изложении своем, пока ей не удастся осуществить примирение и гармонию веры и знания.

Гегель

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 524

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Гегеля затрагивает несколько ключевых моментов, связанных с отношением религии, философии и знания.

  1. Религия и обман: Гегель утверждает, что религия может вводить в заблуждение индивидов, что подразумевает, что индивид может быть подвержен субъективным интерпретациям веры, манипуляциям и искажениям. Однако он также подчеркивает, что народы и поколения, в целом, менее подвержены этому обману. Это может означать, что со временем развивается более глубокое, согласованное понимание религиозных истин, которое отражает коллективный опыт и знание народа.

  2. Философия, вера и знание: Гегель рассматривает философию как процесс поиска единства между верой и знанием. Он верит, что настоящая философия должна стремиться к примирению этих двух сфер. Это означает, что идеи, которые мы формируем через рациональное мышление (знание), должны быть согласованы с нашими верованиями (религия). Он считает, что философия не завершает свой путь, пока не сможет достичь этого примирения.

  3. Динамика развития: Высказывание подразумевает, что как философская мысль, так и религиозные идеи находятся в процессе развития. Это указывает на то, что понимание веры и знаний может изменяться с течением времени, и философия должна работать над тем, чтобы отразить этот процесс.

В итоге, Гегель подчеркивает важность диалога между религией и философией, утверждая, что достижение гармонии между этими двумя областями является одной из важнейших задач философии.