Из рассмотрения нашей собственной личности и того, что мы безошибочно находим в своем собственном строении, наш разум приводит нас к познанию той достоверной и очевидной истины, что есть вечное, всемогущее и всеведущее существо. Не важно, будут ли его называть "Богом", очевидно само бытие его.

Д. Локк

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 430

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение принадлежит философу Джону Локку и отражает его взгляды наRelation, основанные на рациональном познании. Суть этого высказывания заключается в том, что через анализ нашей собственной природы и внутреннего строения мы способны прийти к пониманию существования высшего существа.

  1. Личность и самосознание: Локк подчеркивает значимость самосознания. Мы, будучи разумными существами, способны не только осознавать свою индивидуальность, но и провести определенные выводы о природе реальности.

  2. Доказательство существования Бога: В этом контексте он приписывает разуму способность к познанию высшего существа. Это не является доказательством в традиционном смысле, а скорее результатом размышлений о нашем собственном существовании и порядке в мире.

  3. Вечность и всемогущество: Упоминание о том, что Бог есть "вечное, всемогущее и всеведущее существо", подчеркивает его бесконечную природу и абсолютную власть. Это отражает теологические концепции, которые были распространены в философии того времени.

  4. Очевидность бытия Бога: Локк утверждает, что даже независимо от имен и формулировок, сам факт бытия высшего существа является очевидным. Это указывает на универсальность и интуитивность данного знания, а также на то, что философское познание близко к чувственному опыту.

Таким образом, данное выражение отражает попытку Локка соединить различные аспекты философии, теологии и психологии в единое целое, где разум человека является путеводителем к более глубоким истинам о мире и Боге.