Если быки, или львы, или кони имели бы руки Или руками могли рисовать и ваять, как и люди, Боги тогда б у коней с конями схожими были, А у быков непременно быков бы имели обличье; Словом, тогда походили бы боги на тех, кто их создал. Черными пишут богов и курносыми все эфиопы, Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы.

Ксенофан

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 35 - 36

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Ксенофана отражает его критику антропоморфизма в религии и искусстве, а также поднимает вопрос о субъективности восприятия божественного. В этом отрывке философ говорит о том, что представления о богах формируются на основе человеческого опыта и внешности тех животных, которые окружают людей.

  1. Антропоморфизм: Ксенофан указывает на то, что люди склонны придавать богам человеческие черты и образ, основываясь на своих наблюдениях. Например, если бы средства выражения и создания образов были у животных, то боги обладали бы чертами тех животных, которые создают эти образы.

  2. Субъективность восприятия: Он также подчеркивает, что разные культуры придают своим богам разные атрибуты, основанные на своих особенностях. Эфиопы изображают богов с черной кожей и курносым носом, а фракийцы — с голубыми глазами и светлыми волосами. Это свидетельствует о том, что каждый народ создает свои собственные образы божественного, отражая свои ценности и культурные особенности.

  3. Философская мысль: Кроме того, Ксенофан ставит под сомнение идею о том, что боги обладают человеческими чертами. Он предлагает мыслить о боге как о нечто более высоком, не зависящем от человеческой природы и восприятия.

Таким образом, данное выражение Ксенофана заставляет задуматься о том, насколько наши представления о божественном являются проекцией нашего опыта и понимания, и показывает, что божественное может существовать вне человеческого восприятия.