Благоговение — это склонность души не только уважать предмет почитания, но также желание подчиниться ему с известным трепетом, снискать его благосклонность.

Р. Декарт

Источник: Этика: словарь афоризмов и изречений, Составители: В.Н.Назаров, Е.Д.Мелашко, М.: АО "Аспект Пресс", 1995. cтр. 27

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Декарта о благоговении подчеркивает сложную природу человеческих чувств и отношений к предметам почитания. В этом контексте "благоговение" рассматривается как нечто большее, чем просто уважение или восхищение.

  1. Склонность души: Здесь подчеркивается глубокий эмоциональный и духовный аспект — благоговение исходит из внутренних побуждений человека. Это не поверхностное чувство, а состояние души, которое формирует отношение к объекту почитания.

  2. Уважение предмета почитания: Декарт говорит о том, что благоговение включает в себя уважение. Это значит, что объект почитания (будь то Бог, природа или высокие идеалы) воспринимается как нечто ценное и достойное внимания.

  3. Желание подчиниться: Этот аспект обозначает активное стремление человека не просто признавать величие предмета почитания, но и желать быть частью этого величия, следовать ему, подчиняться его законам или идеям. Это может подразумевать как моральное, так и этическое следование.

  4. Трепет: Эмоциональная составляющая играет здесь важнейшую роль. Трепет перед величием предмета почитания указывает на благоговейное страхопочитание — это чувство, когда уважение сопровождается осознанием силы и значимости того, чему мы благоговеем.

Таким образом, Декарт подчеркивает многогранность благоговения как чувства, где соединяются уважение, подчинение и трепет. Это подразумевает, что истинное благоговение не только восхваляет, но и требует от человека активного участия, следования и внутреннего изменения в соответствии с теми высшими ценностями, к которым он обращается.