Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 430
Oбъяснение афоризма:
Это крылатое выражение Джона Локка подчеркивает важность внутреннего потенциала человека в процессе обучения и воспитания. Локк, как представитель эмпиризма и сторонник идеи о том, что ум человека подобен "tabula rasa" (чистая доска), акцентирует внимание на том, что знание и образование могут влиять на человеческие качества, но лишь в зависимости от готовности самого человека к этому.
Смысл выражения можно разбить на две основные части:
-
Обучение как способ развития добродетели: Локк утверждает, что для тех, кто уже обладает внутренними духовными задатками и потенциалом, обучение и воспитание могут служить катализатором для развития их добродетельных качеств, таких как мудрость, справедливость и моральная ответствленность. Это говорит о связи между образованием и моральным ростом.
-
Образование без прирожденных задатков: Однако, если у человека нет этих задатков, обучение может оказаться бесполезным или даже контрпродуктивным. В таких случаях образование может привести к усилению негативных качеств, таких как глупость и дурость, поскольку отсутствует основа для усвоения добродетелей и разумного подхода.
Таким образом, данное выражение отражает мысль о том, что эффективность обучения во многом зависит от внутреннего состояния и характера человека. Это подчеркивает важность сочетания как внешнего (образования), так и внутреннего (духовных задатков) аспектов в процессе воспитания и самосовершенствования.