Философия - любовь к мудрости
Найдено цитат по теме: 371
Высшая мудрость в наше время состоит в способности понять и оценить важность банального в самой реальности.
Философия — наука, стремящаяся привести человеческое знание к стройному единству, — свободному от внутренних противоречий и согласующемуся с данными опыта.
В богословской мысли есть своя внутренняя логика и свое диалектическое развитие. Но для разработки религиозного учения самою его природою положены известные грани: чудо, тайна и авторитет. Всякий раз, когда богословское мышление близко подходит к этим граням, оно неизбежно умышленно или чаще неумышленно подменяет логику рассудка логикой чувств.
Философия и прежде всего логика и теория познания есть Органон, орудие для преодоления того, что на низшей ступени развития представляет собой страх пред чудом, а на высшей — страх пред логической нелепостью или фактической несообразностью в данной научной теории или философской системе. Подобный страх может быть или могучим стимулом для напряжения всех умственных сил перед заданным явлением — удивлением, как великой философской страстью, или трусостью в мышлении, страхом не за науку и истину, а за истинность своей теории.
Первые философы были астрономами. Небо напоминает человеку о его назначении, о том, что он создан не только для деятельности, но и для созерцания.
В сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке.
Философией злоупотребляли со стороны государства, как инструментом, а с другой стороны как средством для заработка, но кто может действительно поверить в то, что истина может появиться на свет просто как побочный продукт?
Наука это то, что вы знаете, философия — то, чего не знаете.
Философ думает, что ценность его философии лежит в целом, в строении, но потомство находит ценным только камень, из которого можно построить новое и лучшее здание, т.е. ценно для него именно то, что здание можно разрушить, и все-таки оно полезно, как материал.
Следует сравнивать ход науки не с перестройкой города, при которой старые здания беспощадно уничтожаются и замещаются новыми, но с непрерывной эволюцией зоологических типов, беспрестанно развивающихся так, что они становятся неузнаваемыми для глаз неопытного, но опытный глаз всегда находит в них следы предыдущей работы истекших веков.
Увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма.
Мудрость поможет мудрому лучше, чем в городе десять могучих.
Некий правитель спросил Эзопа, почему не богачи ходят к мудрецам, а наоборот? Эзоп ответил: "Потому что мудрецы знают, что им нужно для жизни, а богачи не знают, иначе бы они не о богатстве заботились, а о мудрости".
Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее.
Когда родной город Бианта был осажден войсками полководца Кира, жители стали убегать, захватывая самое ценное свое имущество. Один лишь Биант ничего не взял с собой. На вопрос удивленных горожан, почему он так уходит, Биант ответил: "Все свое я ношу с собой".
Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.
Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.
Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал.
Не по учености, не по преданию, не по знаниям назовется человек мудрым, а только того, кто шествует без печали, свободный от желаний, затворившийся в себе, в уединенном раздумье, назову я мудрым.
Философия дарует человеку презрение к смерти.
Искусство убеждать людей много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.
Те, кто пренебрегает философией, занимаясь частными науками, похожи на женихов Пенелопы, которые, добиваясь ее, совокупляются с ее служанками.
Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.
Из мудрости вытекают следующие три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать, что следует.
Философия дала мне умение беседовать с самим собой.
Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.
Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.
На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, Аристипп ответил: "Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему".
Кто-то сказал, что всегда видит философов перед дверьми богачей. "Но ведь и врачи, — сказал Аристипп, — ходят к дверям больных, и тем не менее всякий предпочел бы быть не больным, а врачом".
Философия приносит ту пользу, что дает способность говорить с кем угодно.
Крайнее увлечение философией вредно.
Занимайтесь философией и более молодых людей побуждайте к тому же.
В род богов никому не позволено попасть, если он не занимается философией.
Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами.
"Когда мир благоденствует?" — спросили Диогена. "Когда его цари философствуют, а философы царствуют", — ответил мудрец.
Философия дала мне, по крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы.
Человеку, сказавшему: "Мне дела нет до философии!", Диоген возразил: "Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить".
Все науки более необходимы, нежели философия, но лучше ее нет ни одной.
Должен ли человек Философствовать? Либо должен, либо не должен. Если должен, то вопросов, как говорится, нет, все и так понятно. Если же человек не должен философствовать, то он должен хотя бы для обоснования этого положения (то есть того, что "не должен") пофилософствовать. Вывод прост и непреложен: человек должен философствовать в любом случае.
Философия начинается с удивления.
На вопрос, какую он получил пользу от философии, Аристотель ответил: "Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом".
Философия, или любомудрие, заключает в себе удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется, обладающим знанием проводить время в созерцании доставляет больше удовольствия, нежели тем, кто знания ищет.
Кто проявляет себя в деятельности ума и почитает ум, видимо, устроен наилучшим образом и более всех любезен богам.
Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии.
Философия, или любовь к мудрости, есть упражнение разума; путем размышления и собеседования она раскрывает смысл счастливой жизни и, в свою очередь, пользуется последней как своим источником. Ведь особенность философии по сравнению с другими науками состоит в том, что цель она видит в завершении своего труда и этим довольствуется. Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души. И кто говорит, что час для философии еще не наступил иди уже отлетел, уподобляется говорящему, что час для счастья или еще не пришел, или уже не существует. Поэтому философия необходима и старцу, и юноше: первому, чтобы на склоне лет он обновлялся благами, радуясь прошлому; второму, чтобы он был юношей и вместе пожилым по бесстрашию перед грядущим.
Пусты слова философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души.
Мудрец один способен верно судить о поэзии и музыке, хотя сам и не будет писать стихов.
Один мудрец другого не мудрее.
Люди обижают друг друга или из ненависти, или из зависти, или из презрения; но мудрец с помощью разума становится выше этого. Раз достигнув мудрости, он уже не может впасть в противоположное состояние даже притворно. Он больше, чем другие, доступен страстям, но мудрости его они не препятствуют.
Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии познание и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение не следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно.
Свобода — это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома.
Философу надлежит преподносить речь, как бы окрасив ее умом.
Разве первая забота философа не о том, чтобы всему знать свое время?
Никогда нельзя будет воздать философии ту хвалу, которой она заслуживает, ибо всякий, кто следовал бы ее заветам, мог бы беспечально прожить весь свой век.
Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи.
Философствовать — это приуготовлять себя к смерти.
Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, — нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим.
Культура ума есть философия.
Мы должны ответить, в чем сущность природы и кто мы такие, прежде чем сказать, как мы можем стать счастливыми.
Никто из глупцов не может быть счастливым; нет мудреца, который был бы несчастен.
Ныне не стрелами яркими дня и не солнца лучами Надо рассеивать ужасы и помрачение духа, Но изучением и толкованием законов природы.
Мудрость — вот настоящих стихов исток и начало! Всякий предмет тебе разъяснят философские книги.
Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они рассуждают, что они намечают нравственные идеалы.
Философия учит делать, а не рассуждать. Она требует, чтобы каждый жил согласно ее закону, чтобы жизнь не расходилась с речью, она не терпит пестроты, расхождения в поведении.
Чем дороже груз, которым владеет путешественник, тем более он заботится о спокойствии волн и благодарен Нептуну за это спокойствие. Так и философ: ему нужен мир в государстве — чтобы размышлять в покое, — и он благодарен тому, кто дарует этот мир.
Философия и целебна и приятна в одно время.
Наблюдай, изучай и читай, чтобы ты был в состоянии преодолеть еще оставшиеся у тебя сомнения и продвигался к дальнейшему изучению и постижению, ибо жизнь без познания означает смерть и бесславное погребение.
Мудрость никогда не досадует на себя.
Для мудрого его век так же долог, как для богов вечность. А кое в чем мудрец превосходит и Бога: тот избавлен от страха благодаря природе, а этот — благодаря самому себе.
Богачи и цари, оказывая почет философам, делают честь и им и себе, но философы, заискивая перед богачами, им славы не прибавляют, а вот себя бесчестят.
Кто причастен к политической деятельности, тому, пожалуй, небесполезно иногда прибегнуть к узде суеверия, чтобы направить на нужный путь суетную толпу или отвратить ее от чего-либо; для философии же такой ход мысли не только не приличествует, но и прямо противоречит ее обязанностям, если она, пообещав рассуждением научить нас доброму и полезному, обращается к богам как началу всех действий.
Школа философа — это та же лечебница, и должно, чтобы вы покидали ее не в веселом настроении, а с ощущением боли.
Первой и важнейшей частью философии является ее применение к жизни, например, жить без лжи в словах и действиях. Вторая часть содержит доказательства, например, почему человек не должен лгать. Третья часть служит первым двум и состоит в обосновании и исследовании этих доказательств, например, из чего видно, что это есть доказательство; что является вообще доказательством; что такое следствие; что такое противоречие; что является истиной и что ложью. Таким образом, третья часть нужна в силу второй, вторая — в силу первой. Однако необходимейшей остается первая, и о ней нужно непрестанно заботиться. Но мы обычно делаем обратное. Мы заботимся о третьей части, отдаем ей весь наш пыл и совсем упускаем из виду первую часть. И происходит так, что продолжаем лгать, а между тем всегда можем доказать, что человек не должен лгать.
Состояние и свойство невежды есть никогда от себя самого не ожидать себе ни пользы, ни вреда, но всегда от внешних вещей. Состояние и свойство Философа есть всякой пользы и всякого вреда ожидать только от самого себя.
Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии...
Нет блаженной жизни, кроме той, которая проводится в философии.
Быть мудрым означает умереть для этого мира.
Как царь не марает себя непосредственным разговором с толпой, а назначает для этого князей... так и философия выставляет вперед искусства, с помощью которых познает их же объекты... Философия выставляет вперед науки, дабы через них познать их же объекты.
Необходимо знать, что философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу.
Бегство от зла есть не что иное, как философия.
Я называю философом не того, кто много знает, и не того, кто о многом может рассуждать, а того, кто ведет чистый и непорочный образ жизни.
Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, то , что именно благодаря философии мы достигаем счастья. А ее-то мы достигаем при хорошем здравомыслии.
Пророки умерли, но западает в души Остаток их речей, хоть и звучит все глуше.
Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти.
В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание.
Только ту философию назову истинной, которая вернее всего передает голос самого мира и написана как бы под диктовку мира, не прибавляя чего-нибудь от себя, но только повторяя и отражая.
Те, кто занимается науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Догматики же, в чрезмерном уповании на роль разума, очень походят на пауков, из самих себя ткущих паутину. Пчела в своих действиях избирает средний способ: она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его сообразно уже своему умению и намерению. Не отличается от этого и подлинное дело философии.
Знание — сила.
Люди хитроумные презирают ученость, простодушные дивятся ей, мудрые ею пользуются.
Философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя понять книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы — это треугольники, четырехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человеческий не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту.
Каждый думал, что он владеет истиной, а между тем она оставалась равно скрытой от них всех до сего дня.
Философия — наука о причинах, или, о "почему?".
В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечного спора о смысле.
Чтобы судить о том, кто мудр, надо самому быть особенно мудрым.
Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике. Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены под конец.
В философии, относительно которой все признают, что она еще недостаточно исследована людьми и может быть еще обогащена многими превосходными открытиями, нет ничего более достойного похвал, чем быть новатором.
Мудрость — это не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что человек в состоянии познать.
Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.
Мудрость для души — то же, что здоровье для тела.