В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 365
Oбъяснение афоризма:
Это выражение Монтеня можно рассматривать как глубокую рефлексию о природе философии и её динамике.
-
"В начале всяческой философии lies удивление": Здесь Монтень подчеркивает, что философия начинается с удивления — чувства, которое возникает, когда мы сталкиваемся с непонятным или загадочным. Это удивление побуждает человека задаваться вопросами о мире, сущности вещей, природе человека и жизни в целом. Оно служит катализатором для поиска знаний и понимания.
-
"ее развитием является исследование": По мере того как удивление ослабляет свою первоначальную силу, возникает необходимость исследовать, анализировать и изучать. Этот процесс включает в себя размышления, эксперименты и поиск ответов на философские вопросы. Исследование — это активная форма интеллектуального поиска, которая формирует философию и позволяет человечеству двигаться вперед в понимании.
-
"ее концом — незнание": Этот фрагмент указывает на то, что, несмотря на все усилия, приложенные для поиска знаний, философия в конечном итоге может привести к осознанию своего незнания. Философы, исследуя сложные вопросы о существовании, морали, сознании и других аспектах жизни, зачастую приходят к выводу, что ни одно знание не является окончательным. Это состояние незнания может быть как источником смирения, так и мотивацией для дальнейших исканий.
Таким образом, Монтень говорит о цикличности философского процесса. Удивление запускает поиски, исследование приносит знания, но, в конечном итоге, мы осознаем, что многие вопросы остаются без ответов. Это подчеркивает относительность знания и необходимость постоянного поиска.