Первой и важнейшей частью философии является ее применение к жизни, например, жить без лжи в словах и действиях. Вторая часть содержит доказательства, например, почему человек не должен лгать. Третья часть служит первым двум и состоит в обосновании и исследовании этих доказательств, например, из чего видно, что это есть доказательство; что является вообще доказательством; что такое следствие; что такое противоречие; что является истиной и что ложью. Таким образом, третья часть нужна в силу второй, вторая — в силу первой. Однако необходимейшей остается первая, и о ней нужно непрестанно заботиться. Но мы обычно делаем обратное. Мы заботимся о третьей части, отдаем ей весь наш пыл и совсем упускаем из виду первую часть. И происходит так, что продолжаем лгать, а между тем всегда можем доказать, что человек не должен лгать.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 220
Oбъяснение афоризма:
Это выражение Эпиктета говорит о важности практического применения философии в жизни. Он выделяет три ключевых аспекта философского осуждения и аргументации, при этом подчеркивая, что наивысшую значимость имеет именно практика.
-
Первая часть - применение философии к жизни: Эпиктет утверждает, что самое главное в философии — это её практическое применение. Жить без лжи, быть честным в словах и действиях — это основа добродетельной жизни. Философия должна не просто изучаться теоретически, но и активно внедряться в повседневную практику.
-
Вторая часть - доказательства: Это уже более абстрактный уровень, который включает в себя выработку аргументов, обосновывающих необходимость честности. Например, Эпиктет поднимает вопрос о том, почему человек не должен лгать, и каким образом это можно доказать.
-
Третья часть - обоснование и исследование доказательств: Это наивысший уровень анализа, который включает в себя философское исследование таких понятий, как доказательство, следствие, противоречие, истина и ложь. Этим занимались многие философы, разрабатывая сложные теории и конструкции.
Эпиктет критикует склонность человека увлекаться третьей частью, забывая о первой. Это приводит к парадоксу: хотя мы можем логически обосновать, почему ложь недопустима, на практике зачастую продолжаем поступать иначе. Это указывает на расхождение между теорией и практикой.
Смысл выражения заключается в том, что философия должна быть живой и практической, а не только абстрактной. Только если мы будем заботится о первом аспекте — честной жизни — философия станет действительно полезной и действенной. Эпиктет призывает нас вернуться к практике и осознать, что философия должна помогать нам в делах и моральном выборе, а не быть лишь теоретическим занятием.