Те, кто занимается науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Догматики же, в чрезмерном уповании на роль разума, очень походят на пауков, из самих себя ткущих паутину. Пчела в своих действиях избирает средний способ: она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его сообразно уже своему умению и намерению. Не отличается от этого и подлинное дело философии.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 373
Oбъяснение афоризма:
Это крылатое выражение Фрэнсиса Бэкона иллюстрирует различные подходы к научному познанию и методу философского исследования. Он проводит параллели между эмпириками, догматиками и философами, используя образы муравья, паука и пчелы.
-
Эмпирики (муравьи): Бэкон описывает эмпириков как тех, кто занимается накоплением фактического знания. Они проводят эксперименты и собирают данные, но обычно не идут дальше простого описания наблюдаемых явлений. Эмпирики могут быть эффективными в сборе знаний, однако им не хватает теоретического фундамента для глубокого понимания.
-
Догматики (пауки): Догматики, по Бэкону, полагаются исключительно на разум и логические рассуждения, создавая теории лишь на основе своих собственных выводов. Они "ткают паутину" из своих мыслей, не обращая внимания на реальные данные и факты. Такой подход может привести к оторванности от реальности и неверным заключениям.
-
Пчелы и философия: В качестве идеального примера Бэкон приводит пчел. Пчела, как он говорит, извлекает материал из окружающей действительности (цветов), но при этом обрабатывает и изменяет его с учетом своего опыта и навыков. Это наиболее продуктивный способ познания, который объединяет оба подхода: практический сбор данных и творческое их осмысление для создания нового знания. Философия, в соответствии с Бэконом, должна следовать этому среднему пути.
Таким образом, Бэкон подчеркивает важность как эмпирического опыта, так и теоретического осмысления. Точная философия и наука должны опираться на синтез наблюдений и разумных выводов, чтобы развивать наше понимание мира.