Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое — это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 37 - 40
Oбъяснение афоризма:
Это выражение Лао-цзы из «Дао де цзин» отражает философскую идею о противоположностях, о естественном цикле жизни и смерти, а также о важности мягкости и гибкости в жизни.
-
Противоположности жизни и смерти: Лао-цзы обращает внимание на то, что при начале жизни все существа, включая человека, мягкие и уязвимые, тогда как в момент смерти они становятся твердыми и жесткими. Это может быть истолковано как метафора жизненного цикла, где мягкость олицетворяет новые начинания, нежность и гибкость, а твердость — завершение, смерть и конечность существования.
-
Сила и уязвимость: Слова о том, что «твердое и крепкое» в конечном итоге гибнет, могут служить напоминанием о том, что суровая сила и жесткость могут оказаться уязвимыми. Например, мощное войско может потерпеть поражение, потому что слишком полагается на свою физическую силу, а не на гибкость и адаптивность.
-
Ценность слабости: Лао-цзы подчеркивает, что нежные и слабые вещи имеют свою собственную мощь — они начинают жить, развиваются и способны адаптироваться к изменениям. Эта идея пересекается с даосским учением о «у-ве» (неделании или неактивности), что подчеркивает важность принятия естественного течения жизни.
Таким образом, выражение Лао-цзы учит нас ценить мягкость, нежность и гибкость как важные качества для жизни и выживания. Оно предлагает восприятие силы не как физической мощи, а как внутренней способности адаптироваться, менять подход и находить гармонию с природой и окружающим миром.