Как-то к Будде пришел ученик, желавший чудес, — мол, "после чуда уверую". Будда печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул: "Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени Учения!" Но Будда показал ему на дверь и сказал: "Теперь ты Мне больше не нужен".

Будда

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 47 - 54

Oбъяснение афоризма:

Это выражение иллюстрирует важные аспекты буддийского учения, касающиеся веры, понимания и личного опыта. В диалоге между Буддой и его учеником акцентируется на следующем:

  1. Искушение чудесами: Ученик приходит к Будде с желанием увидеть чудеса как условие для своей веры. Это отражает распространённое влечение человека к сверхъестественному, к чему-то мгновенному и впечатляющему. Однако, Будда, нежелая поддаваться этому искушению, показывает, что настоящая вера должна быть основана на внутреннем понимании и практике, а не на внешних признаках.

  2. Великая природа чудес: Во время своего показа Будда демонстрирует "великое чудо", которым является нечто более глубокое: осознание, внутренний мир, мудрость и просветление. Это значит, что истинные чудеса заключаются в понимании жизни, своих эмоций, природы страдания и путей к освобождению от него.

  3. Личный путь: После осознания учеником этого "чуда", Будда говорит ему, что он больше не нужен. Это может указывать на то, что подлинный учитель не стремится удерживать учеников ради собственного возвышения или подтверждения своей власти. Учитель, в конце концов, позволяет каждому найти свой путь и личное понимание, что является важной частью буддийской практики.

  4. Дорога самоисследования: В конце концов, учение Будды подчеркивает, что каждый человек сам должен пройти путь к просветлению. Оно не может быть предано лишь на основе внешнего воздействия, чудес или авторитета. Важен персональный опыт и самопознание.

Таким образом, это выражение напоминает нам, что искренность и внутреннее стремление к пониманию важнее, чем бегство за внешними чудесами и знамениями.