После таких потрясений живой человек не остается по-старому. Душа его или становится еще религиознее, держится с отчаянным упорством за свои верования, находит в самой безнадежности утешение, и человек вновь зеленеет обожженный грозою, неся смерть в груди, — или он мужественно и скрепя сердце отдает последние упования, становится еще трезвее и не удерживает последние слабые листья, которые уносит резкий осенний ветер. Что лучше? Мудрено сказать. Одно ведет к блаженству безумия. Другое — к несчастью знания. Выбирайте сами. Одно чрезвычайно прочно, потому что отнимает все. Другое ничем не обеспечено, зато многое дает. Я избираю знание, и пусть оно лишит меня последних утешений, я пойду нравственным нищим по белому свету, но с корнем вон детские надежды, отроческие упованья! — Все их под суд неподкупного разума
Источник: Герцен А.И. Сочинения в двух томах. М.: "Мысль", 1986 г. cтр. 33
Oбъяснение афоризма:
Это крылатое выражение Александра Герцена касается сложного выбора между верой и знаниями, а также описывает глубокие внутренние переживания человека после пережитых трудностей и потрясений. Здесь затрагиваются две противоположные реакции на кризисные ситуации: одна ведет к углублению в религиозные и позитивные убеждения, другая — к трезвому и, порою, горькому осознанию реальности.
-
Две реакции на потрясения: Герцен описывает, как человек может реагировать на страдания и утраты. Кто-то выбирает утешение в вере, усиливая свои религиозные убеждения и искренне надеясь на лучшее. Такой путь, несмотря на свою вот обессиливающую природу, может дать душевное спокойствие и смысл жизни, даже если это успокоение связано с определенным доуправлением.
-
Выбор между безумием и знанием: С другой стороны, автор указывает на "несчастье знания", когда человек погружается в суровую реальность, понимая всю неумолимость и безжалостность жизни. Этот путь требует мужества, но несет в себе тяжесть осознания и утрату иллюзий.
-
Личное предпочтение: В конечном итоге, Герцен делает выбор в пользу знания, даже зная, что это может лишить его последних утешений и надежд. Он предпочитает отвечать за свою судьбу сам, принимая все последствия и сложности, которых требует объективное знание.
Таким образом, это выражение подчеркивает философскую дилемму о том, как лучше справляться с существованием: искать комфорт в вере или выбирать истину и реальность, даже если она полна страданий и горечи. Выбор между этими двумя путями является личным и сложным, и каждый человек решает его по-своему, отсюда возникает глубокая философская и этическая проблема, рассматривающая границы знаний и веры.