Познание мира и человека
Найдено цитат по теме: 227
Главное в понимании общества — понять, что оно просто в деталях и сложно лишь как нагромождение их огромного числа, решиться сказать по этому поводу правду, признаться в банальности своих мыслей, сбросить сложившуюся систему предрассудков и ухитриться сделать свои мысли широко известными.
Высшая мудрость в наше время состоит в способности понять и оценить важность банального в самой реальности.
Одно из важнейших препятствий в понимании явлений жизни современного общества состоит в том, что слишком много сказано и говорится слов, большинство из которых суть бессмыслица.
Существует неосознанный страх познания социальных законов, ибо оно несет людям не столько надежды на лучшее, сколько пессимистические выводы насчет будущего.
Системность мировоззрения, свобода от внутренних противоречий достигаются лишь путем величайших усилий мысли, путем многолетнего упорного, страстно-вдумчивого изучения законов познающего духа и познаваемой им действительности. На этом пути всякого искреннего искателя истины ожидают многочисленные неудачи и только непоколебимая уверенность в том, что эти неудачи проистекают от слабости и несовершенства личного дарования мыслителя, а не от дефектов, лежащих в природе человеческого разума вообще, и не от иррациональности в самой структуре природы, как объекта познания, только эта уверенность может дать ему силы довести дело до конца.
Человек должен верить, что непостижимое постижимо: иначе он не стал бы исследовать.
Мыслящий человек обладает тем удивительным свойством, что туда, где лежит неразрешенная проблема, он любит примышлять образ фантазии, от которого он не может отделаться, даже когда проблема разрешена и истина очевидна.
Никто не обнимет необъятного.
Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол" не вверь глазам своим.
Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды.
Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека: все он сделал прекрасным в свой срок, даже вечность вложил им в сердце, — но чтоб дела, творимые Богом, от начала и до конца, не мог постичь человек.
Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни в считанные дни его тщетной жизни?
Не может человек найти суть дела, что делается под солнцем, — сколько б ни трудился искать человек — не найдет; и если даже скажет мудрец, что сумеет, — не найдет.
Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе, так не знаешь ты дел Бога, создающего все.
Что трудно? — Познать самого себя.
Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.
Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. "Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?" В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания — это маленький круг, а мои — большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".
Ясного муж ни один не узнал; и никто не возможет Знающим стать о богах и о том, что о всем возвещаю. Даже когда и случится кому совершенное молвить, Сам не ведает он, и всем лишь мненье доступно.
Не выходя со двора, мудрец познает мир. Не выглядывая из окна, он видит естественное Дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя вещей, он называет их. Он, не действуя, творит.
По себе можно познать других.
Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.
Предоставь жрецам исследовать естество богов; ты же занимайся познанием человеческого сердца.
Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.
Предайте смерти анализирующий интеллект, пронзите его одним ударом и выбросьте голодным псам.
Будьте сами своими светильниками.
Я познаю все с помощью одной истины.
Если на рассвете познаешь Дао, то на закате солнца можно умереть.
Не глазей бессмысленно на мир.
В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, все равно вернешься к началу, ибо истина хорошо закруглена.
Любит природа скрываться.
Обманываются люди в познании видимого наподобие Гомера, который мудрее был всех эллинов. И его ведь обманули дети, вшей убивавшие, сказав: "Все, что мы увидели и поймали, мы бросаем, а все, чего не увидели и не поймали, мы носим".
Не давай веры ощущениям и размышляй.
Ничего не существует; если даже оно и существует, то — непостижимо; если даже постижение и возможно, то оно невысказываемо и необъяснимо для другого.
О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду; а причина тому: неясность вопроса и краткость человеческой жизни.
Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.
Когда дует ветер, одному холодно, а другому нет. Мы, следовательно, не можем сказать об этом ветре, что он на самом деле холоден или нет.
То, что никто никогда не видел и не слышал, нужно считать несуществующим.
На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое.
Если у данной лошади глаза косые, то считают, что данная лошадь — косая. У данной лошади глаза большие, но не говорят, что данная лошадь большая.
Я знаю, что я ничего не знаю.
Истина скрыта на дне глубокого колодца.
Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота.
Надо исследовать неявное, а не абсолютно очевидное.
Мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума — мера умопостигаемых вещей. Прекрасна во всем середина: мне по душе ни избыток, ни недостаток.
Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.
Когда кто-то предложил Аристиппу задачу и сказал: "Распутай!" — Аристипп воскликнул: "Зачем, глупец, хочешь ты распутать узел, который, даже запутанный, доставляет нам столько хлопот?"
Без смешного нельзя познать серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным.
Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.
Надо быть исключительно даровитым, чтобы понять, что существует некий род каждой вещи и сущность сама по себе, а еще более удивительный дар нужен для того, чтобы доискаться до всего этого, обстоятельно разобраться во всем и разъяснить другому!
Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии.
Искать истину — и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина.
Ищущий истину бродит в потемках.
Научись видеть, где все темно, и слышать, где все тихо. Во тьме увидишь свет, в тишине услышишь гармонию.
Ничуть не более это, чем то.
Возможно, что вещи обладают и такими качествами, о которых мы не знаем из-за отсутствия у нас соответствующего органа ощущения... Если же чувства не могут воспринять внешнего мира, то и мышление не может рассуждать о нем должным образом, а потому нам более подобает воздержание от суждений о внешнем мире.
Аргументы в пользу воздержания от суждения о природе вещей: Например, оскребки рога козы, созерцаемые просто и без составления, кажутся белыми, а в составе рога являются черными. Точно так же и опилки серебра сами по себе кажутся черными, в сложении же в целое они представляются белыми. Части тонарийского камня, будучи отшлифованы, кажутся белыми, а в сложении с полной совокупностью — желтыми. И песчинки, отделенные друг от друга, кажутся жесткими, собранные же в кучу, они производят мягкое ощущение. И чемерица, если принимать ее тонко растертой и вспененной, производит удушье, но этого не происходит, если она грубо размолота. Вино, употребленное в меру, укрепляет нас, а выпитое с излишком расслабляет тело.
Ничего на свете нельзя познать, даже того, что оставил для познания Сократ.
Вместо того чтобы возвеличивать Небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе Небо? Если человек старательно занимается сельским хозяйством и бережет добро, то Небо не в состоянии ввергнуть его в нищету.
Способность познавать вещи — врожденное свойство человека; возможность быть познанными — закономерность вещей.
Если стремиться постигнуть закономерности всех вещей, которые могут быть познаны, и при этом никак не ограничивать это стремление, то за всю жизнь до самой смерти так и не сможешь узнать всего! Если даже какой-либо человек постигнет закономерности бесчисленного множества вещей, то и тогда в конечном счете он не сможет узнать закономерностей всех вещей и их изменений и в результате окажется похожим на глупца.
Когда сердце помогает естественным чувствам отличить истину от лжи, это называется размышлением.
Природа не дала нам познания предела вещей.
Тот, кто лучше понимает, в чем подлинная сущность каждой вещи, кто точнее и быстрее способен и найти и объяснить ее принцип, тот по праву всегда считается и самым разумным и самым мудрым.
Те, кто хочет узнать, что мы думаем о всякой вещи, более любопытны, чем нужно.
Бог наделил нас не знанием вещей, а умением пользоваться ими.
Вероятностные знания — вот предел человеческого разумения.
Если чувства будут не истинны, то весь наш разум окажется ложным.
На что ни посмотрит больной желтухой, все ему кажется желтоватым.
Что б ни таила земля, на свет все выведет время, Что б ни блестело под солнцем, сокроет.
Познай то, что перед лицом твоим, и то, что скрыто от тебя, откроется тебе.
Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. Он не получит ее по-другому.
Наблюдай, изучай и читай, чтобы ты был в состоянии преодолеть еще оставшиеся у тебя сомнения и продвигался к дальнейшему изучению и постижению, ибо жизнь без познания означает смерть и бесславное погребение.
Чтобы рассказать о своем сновидении, нужно проснуться.
Что измельчено в пыль, то смутно.
Каждый из нас для другого являет великий театр.
Жди каждый день какой-нибудь беды от людей. Гром гремит прежде, чем поднимается буря. Здания предвещают свое разрушение треском. Дым возвещает о пожаре. Опасность со стороны людей подкрадывается неожиданно, и чем она больше, тем тщательнее скрывается. Мы ошибаемся, когда верим выражению лиц людей, приближающихся к нам. У них только наружность людей: в душе же они звери.
Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей.
Не все ли равно для меня, из атомов или гомеомерий, из огня ли или земли материя Вселенной? Не довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви и ненависти и, пользуясь этим, как мерилом, устроить свою жизнь!..
Что же есть природа, и как она управляет Вселенной, и разумна ли она или нет, — разве обо всем этом не подобает размышлять?
Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение бесконечной вечности, и что будет в течение беспредельного времени, ибо все однородно и единообразно.
Смотри вовнутрь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета, ни его ценность.
Как смешон и невежествен тот, кто дивится чему-либо из происходящего в жизни.
Представьте себе, что в доме, в котором находится полно драгоценностей, многие ищут золото ночью. В такой ситуации каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого так чтобы наверняка, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же и философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее.
Прекрасны мы, когда познаем самих себя, безобразны же, когда этого знания не имеем.
Обо всем, подлежащем уразумению, мы знаем по крайней мере, что оно или истинно, или ложно, а поэтому не совсем ничего не знаем.
Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.
Лучше всего Бог познается через незнание.
Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина обитает во внутреннем человеке; а если ты найдешь свою природу изменчивой, превзойди и свои пределы... Стремись туда, откуда возгорается самый свет разума.
Если вы доказываете, что человек не может знать ничего истинно, то осуждаете его на вечное невежество. Мы не должны жаловаться на чувства, будто бы они нас обманывают; мы не имеем права требовать от них более надлежащего. Что видят глаза, то видят совершенно правильно. Если палка, опущенная в воду, кажется изломанною, то есть причина такого явления, так что мы больше права имели бы жаловаться на чувства, если бы они представляли палку в воде прямой. Глаза не обманывают, потому что передают душе предметы именно в таком виде, в каком они им представляются.
Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может.
Природа не все утаила от нас, так как в противном случае не было бы возможности что-либо постичь, и не все сделала явным, ибо тогда не было бы исследования, но все устроила природа так, чтобы ее можно было бы познать через исследование и разыскание.
Сквозь оболочку мира глаз твой не видит жизни сокровенной, Так научись глазами сердца глядеть на таинства Вселенной. На все, что зримо и телесно, гляди открытыми глазами, Но сердце научи увидеть изнанку видимости бренной.
Зачем же долгой жизни ты желаешь, Коль тайну мира так и не узнаешь?
Взгляни горе в лицо — тупа вершина, А сбоку погляди — она остра. Иди навстречу — и гора все выше, Иди назад — и ниже все гора... О нет, она свой облик не меняет, Гора одна и та же — в этом суть. А превращенья от того бывают — С какого места на нее взглянуть.
Много лет размышлял я над жизнью земной Непонятного нет для меня под луной Мне известно, что мне ничего не известно! Вот последняя правда, открытая мной.
Я познание сделал своим ремеслом. Я знаком с высшей правдой и с низменным злом. Все тугие узлы я распутал на свете, Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.
Тайну вечности смертным постичь не дано. Что же нам остается? Любовь и вино. Вечен мир или создан — не все ли равно, Если нам без возврата уйти суждено?
Спор о слоне. (Притча) Из Индии недавно приведен, В сарае темном был поставлен слон, Но тот, кто деньги сторожу платил, В загон к слону в потемках заходил. А в темноте, не видя ничего, Руками люди шарили его. Слонов здесь не бывало до сих пор. И вот пошел средь любопытных спор. Один, коснувшись хобота рукой: "Слон сходен с водосточною трубой!" Другой, пощупав ухо, молвил: "Врешь, На опахало этот зверь похож!" Потрогал третий ногу у слона, Сказал: "Он вроде толстого бревна". Четвертый, спину гладя: "Спор пустой — Бревно, труба, он просто схож с тахтой". Все представляли это существо По-разному, не видевши его. Их мненья — несуразны, неверны — Неведением были рождены. А были б с ними свечи — при свечах И разногласья б не было в речах.